|
![]() Издается
|
СТРАНИЧКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Е.В. Сандракова: «И двойки ставлю любя» Летом небезызвестный наш выпускник
Михаил Хорошев, приехав из Магатэ,
навестил родной институт и зашел на зачет по матану к Е.В. Сандраковой. Обращаясь
к ней, а затем к студентам, несколько пафосно, но искренне сказал, что получил хорошую
подготовку, это ему очень помогает: «Я чувствую себя уверенно». Про Елизавету Васильевну Сандракову
мифисты разных поколений говорили, что она заставляет учить математику. И, хотя
сильно побаивались ее, но и сильно уважали. А нашей редакции строгая Сандракова
призналась, что любит студентов, и если уж ставит им двойки, то любя их и желая
все-таки научить. …В 1963 году после окончания мехмата МГУ она была распределена
в МИФИ. Тогда была хорошая традиция – молодых преподавателей прикреплять к опытным.
Ее наставниками стали такие корифеи математики как Д.А. Васильков и В.И. Голикова,
которым она до сих пор благодарна. Работала со студентами на факультетах «Т» и
«Ф». Ректором тогда был В.Г.Кириллов-Угрюмов. Первые впечатления от МИФИ – очень серьезный вуз. Конкурс
— 12 человек на место. Ей поручили вести семинар по теме группы ЛИ. В переполненной
аудитории ребята сидели на полу и на подоконниках. Сейчас она вспоминает с содроганием:
как решилась на это. Тогда в Дубне открывали частицы методом группы ЛИ, и
заинтересованность у студентов была необыкновенной. …Но постепенно уровень подготовки поступающих в МИФИ снижался.
Сейчас она начинает занятия на первом курсе с вопроса: «Что называется плоским углом?».
И только иногда, да и то от ребят из Костромы или другого города, слышит правильный
ответ… Главная проблема сейчас в обучении, считает Елизавета Васильевна,
очень слабая подготовка в школах. Например, ребят трудно заставить выучить
определения, которые проходят. Они к этому не привыкли. Ну, подумаешь, перепутал
одну букву. «Ну, хорошо, — говорит Елизавета Васильевна, — я тоже перепутаю: ты
– Саша, а я назову тебя Кашей. Ты будешь отзываться? Ну почему же, объект, который
мы изучаем, неправильно называете?»… Другая проблема, которая волнует ее, – то, что сейчас наблюдается
тенденция перевода учебного процесса на обучение по картинкам, презентациям, с минимумом
общения с преподавателем. Елизавета Васильевна предлагает чиновникам, которые
эту идею продвигают, пойти в спортзал и сделать на кольцах крест, предварительно
подготовившись теоретически, по картинкам. Идею сформулировать легко, но чтобы ее
осуществить, нужно много техники и тренировки… Главное ведь – довести задачу до
конца. Елизавета Васильевна Сандракова считает, что с младшекурсниками
надо очень много дополнительно заниматься. Что она и делает, притом бесплатно.
«Но я человек свободный, а другие преподаватели из-за зарплаты, чтобы кормить свои
семьи, вынуждены подрабатывать где только можно». А ведь среди ребят, особенно с
периферии, есть очень способные, даже самородки, но со слабой школьной подготовкой. Идею вести в «Инженере-Физике» преподавательскую страничку
она поддержала и готова участвовать в ее выпуске. Ответы Елизаветы Васильевны Сандраковой
на новогодние вопросы редакции «И-Ф». – Каким был уходящий год? Не скажу, что особенно хорошим. Принесло огорчение тяжелое
лето, у многих моих знакомых из-за жары пошатнулось здоровье. Что радует? Что есть способные студенты. Вот у меня
сейчас на потоке хорошие ребята, все приезжие. Некоторые сплотились для учебы, например,
смоленские. Я студентам всем советую помогать друг другу. Радует, когда старшекурсники
просят меня дополнительно рассказать о каких-то разделах математики. Что жду от нового года? Хочу решить какую-нибудь интересную научную задачку. Еще заканчивает
обучение мой поток, где толковые ребята. Жду, чтобы успешно защитились, нашли себя
в жизни. Люблю ли я МИФИ? Скажем так, МИФИ мне нравится, хороший вуз, хотя раньше был
лучше. Здесь хорошая программа по математике, интересно работать. Здесь есть способные,
умные ребята, с ними приятно общаться. Хотя, конечно, для меня на первом месте всегда
был мехмат, мы так друг друга и называем — мехматяне. Ну, если бы в новогоднюю ночь со
мной случилась такая история – обнаружила
бы себя студенткой второго курса, у которой завтра три перезачета и которую бросил
любимый человек – я бы не упала духом, это точно. На самом деле, если ты не получил
зачет – ничего страшного. Нужно найти в себе силы и пересдать, а может, и не один
раз. Ведь для осуществления своей мечты — например, получения высшего образования,
— необходимо приложить труд. А что касается девушки (или юноши), которая(ый) вас бросила – нельзя заставить себя
любить. В годы нашей молодости была популярной песня, где есть такие слова: «Если
к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». У каждого человека в жизни есть испытания, преодолевая их,
он становится сильнее. У меня, например, была страшная ситуация: неожиданно стало
сильно ухудшаться зрение. Врач сказал: «Год, максимум два и у вас будет полная слепота».
Я испытала шок. Но взяла себя в руки и поехала в горы к родственникам. Попросила
провожатого и довольно долго ездила на лошади, пока не пришла в себя. Успокоилась
и подумала: «Будь, что будет». И в пединститут меня по зрению не взяли, а я очень
хотела быть учительницей. Мне посоветовали – на мехмат. Я поступила и была счастлива:
там давали прекрасные знания, светила науки преподавали. Да и потом со студентами
намного интереснее, чем со школьниками. А насчет слепоты: в очках, но ведь вижу,
прошло уже 42 года. Смешную историю сразу и не вспомнишь. Ну, вот такой эпизод. Мы учились на курсе вместе с Садовничим
(ректор МГУ). И вот их группа ушла в поход в Мещоры и заблудилась. Кругом – болото.
И вот он их каким-то чудом вывел. И, когда мы на собрании выбирали секретаря комсомольской
организации, ребята предложили его кандидатуру: «Он нас вывел из болота, значит,
выведет из любой ситуации». И не ошиблись –Виктор был очень хорошим студенческим
лидером. Для меня хороший подарок
– студенты, которые стремятся к знаниям. Даже
если они вначале слабые, но потом подтягиваются. Некоторые после окончания института
звонят, особенно на Новый год, благодарят. Это – радость для меня.
|