ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года





НЕМНОГО СОЛНЦА ДЛЯ ИСКУССТВА

   Солнце ласково согревало, а люди под его лучами светились не по-осеннему радостно. Еще издалека я заметила огромную и растянутую, как китайская стена, очередь в Пушкинский музей изобразительных искусств. Но я направилась в другой музей — личных коллекций. В нем открыта Галерея искусства Европы и Америки XIX-XX вв. И туда, стоит заметить, нет такой беспросветно большой очереди.
Огюст Ренуар, «Девушки на берегу».
   Прогуливаясь по музею, я как будто путешествовала по миру на самой «обыкновенной» машине времени. Сначала меня пленила эпоха романтизма, представленная в скульптурах Аристида Майоля: «Весна» («Женщина и цветы»), «Лето», «Помоны», «Флора» («Женщина в тунике»). Героини его произведений нежные, очаровательные, искренние и очень женственные. Любуюсь скульптурами, из головы как-то сами собой улетучиваются вожделенные параметры «идеала» 90-60-90, потому что его женщины своей бесспорной красотой разбивают устоявшиеся каноны. Они все очень разные, у каждой свой образ, одухотворенно-возвышенный, уставший, жертвенный, заботливый. Все они прекрасны и неповторимы.
   Далее меня ждала романтичная и бидермейерская Германия, представленная в произведениях художников-назарейцев, образовавших около 1810 г. «Братство святого Луки» в Риме: Петера Корнелиуса, Антона Коха, Филиппа Фейта и др. Для живописи бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.
   В следующих залах я смогла почувствовать загадочность произведений Энгра, романтичность Делакруа и Гойи. В каждом зале — полотна разнообразных школ и течений. Таинственные символисты представлены, к примеру, в картине Одинона Редона «Обновленная» («Весна»). Здесь посредством нежно-пастельных тонов рассказывается о девушке. Многие критики считают, что это Андромеда, спасенная Персеем. Она еле заметна среди изгибов дерева, почти прозрачна, но без нее нет и сюжета.
   Затем я попала в изящный мир импрессиониста Дега с его воздушными, крутящимися балеринами.
   О скульптурах и картинах, представленных в музее, можно говорить бесконечно. Здесь и страстный «Поцелуй» Родена, и воздушная «Девочка на шаре» П.Пикассо, и солнечный «Уголок мастерской» Матисса, и кубистическая «Скрипка» П.Пикассо, а также скульптура мертвого инструмента Фернандеса Армана «Сожженная скрипка».
   Создавая свои произведения, мастера «оживляли» неприступный мрамор, глину или одинокий холст. Они «вдыхали» в них жизнь, чтобы те смогли сказать о чем-то важном много-много лет спустя.
   Мы вглядываемся в картины, созданные задолго до нашего рождения, и продолжаем там находить свои отражения. Думаю, что каждый посетитель галереи найдет что-нибудь, понятное и близкое для себя. Возможно, он найдет ответы на волнующие вопросы. А, если даже и нет, то все равно встреча с прекрасным никогда не проходит напрасно!

Дарья Гетманова,
студентка третьего курса факультета «Д».


   В Музее личных коллекций (Волхонка, 10) открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. Стоимость билетов — для студентов дневных отделений бесплатно, взрослый — 20 руб., детский — 10 руб. И там пока нет огромной очереди.

   В Государственном Музее изобразительных искусств им. Пушкина проходит выставка «Рембрандт, его предшественники и последователи», к юбилею мастера; с 9 по 24 октября пройдет выставка Якоба Филиппа Хаккерта «Неаполитанские образы»; с 3 по 13 вниманию посетителей будет предложена экспозиция «Монотипия в России. XX век».
   С 12 по 22 октября — выставка фотографий «Персонификация»; с 18 октября — экспозиция работ Антонелло да Мессина «Святой Себастьян».
   Музеи работают ежедневно, кроме понедельника, с 10.00-19.00 (касса до 18.00). Стоимость билетов в ГМИИ им. А. С. Пушкина — 30-60 руб. Метро «Кропоткинская», ул. Волхонка, 12 (ГМИИ).