ТРЕБУЮТСЯ ЧЕТКИЕ ОТВЕТЫ
Внимательно прочитав материалы в «И-Ф» о строительстве храма на территории МИФИ, считаю необходимым высказать в этой связи свое мнение.
Из всех опубликованных материалов основным является Открытое письмо ректору и Ученому совету под названием «В память об ушедших из жизни мифистах», которое появилось впервые в №18-19 «И-Ф» в декабре 2002 г. В нем ставятся две главные цели:
1. Сохранить память об ушедших из жизни мифистах, которые внесли ощутимый вклад в становление и развитие МИФИ, формировали основы мифистского духа и братства, всех тех мифистов, которые своими делами приумножали авторитет МИФИ и верно послужили Отечеству в самых разных сферах деятельности.
2. Сохранение такой памяти должно «содействовать объединению всех мифистов, процветанию нашего университета, возрождению духовности, воспитанию в его стенах будущего России».
Для достижения поставленных целей уважаемые авторы предлагают обратиться к опыту Русской православной церкви (РПЦ) и под ее эгидой построить на территории МИФИ то ли часовню, то ли храм.
...Я не сомневаюсь в искренности и в благих намерениях сторонников этой идеи. Однако достижение поставленных целей под крылом любой религиозной конфессии имеет тот недостаток, что в силу присущих любой из них довольно жестких канонов и правил существенно ограничивает круг поминаемых и поминающих.
В этой связи возникают вопросы, требующие четких ответов.
1. В чем смысл и какова цель поминовения усопших в соответствии с канонами РПЦ? В чем преимущества такого поминовения по сравнению с привычной для большинства данью памяти по делам и заслугам каждого конкретного человека независимо от его вероисповедания? Не возникает ли при религиозном подходе деление на «верных» и «неверных» (по отношению к РПЦ) как поминаемых, так и поминающих?..
Необходимо сказать и о том, что из многих тысяч мифистов наберется немало атеистов, которые, занимаясь изучением и преобразованием материального мира, естественным образом не верят в чудеса, в загробную жизнь, в Страшный Суд, что является неотъемлемой и необходимой частью религиозного мировосприятия. Что с ними делать? Как уважать их чувства? К чему, спрашивается, эти ограничения в свободе выбора, чтобы отдать дань памяти?
2. Думаю, что сторонники строительства храма понимают, что просто наличие на территории института еще одной постройки само по себе не повлияет на нравственное и духовное воспитание студентов. Очевидно, такое влияние должно происходить в процессе посещения храма. Тогда возникает вполне прозаический вопрос: что конкретно будет происходить внутри и что конкретно должны делать при этом студенты и другие посетители, если целью является память о мифистах, отличившихся в труде на благо Родины… Молиться? О чем?
3. Если решение уже принято, то хотелось бы знать: кем, когда, на основании чего? Существует ли соглашение между МИФИ и Московским патриархатом, которое регулирует все вопросы функционирования храма на территории МИФИ, вопросы собственности, землепользования и налогообложения? И не противоречит ли такое решение действующему Уставу МИФИ, в пункте 1.10 которого записано «В университете запрещается вести политическую и религиозную пропаганду».
4. Если открыт счет в банке, то у него должен быть распорядитель. Кто это? И на основании каких документов действует распорядитель счета? Средства собираются на строительство. А кто будет оплачивать последующее содержание?
5. В спецвыпуске появилась фраза: «Имена пожертвователей будут записаны на внешней стороне храма». Поскольку из контекста следует, что авторы под пожертвованиями понимают только деньги, то возникает вопрос: а правильно ли это — измерять кошельком?..
…Помимо вопросов, хотелось бы обратить внимание на два момента из текста Открытого письма ректору и Ученому совету:
а) Уважаемые авторы, обращаясь к истории Великой Отечественной войны, указывают на роль в ней РПЦ. Я же хочу напомнить, что в целом история ВОВ говорит о том, что Красная Армия без попов, без крестов, без хоругвей разгромила фашистские полчища и спасла мир от коричневой чумы…
б) Письмо заканчивается абзацем: «Открытие храма на территории МИФИ будет соответствовать сегодняшней официальной политике руководства страны и, на наш взгляд, еще больше укрепит авторитет МИФИ».
Политика руководства страны действительно направлена на поддержку РПЦ. Уже очевидно, что в условиях целенаправленного разрушения (под видом модернизации) образования, науки и здравоохранения, ранее доступных большинству граждан, одновременно осуществляется мощная кампания по клерикализации государства и общества…
…И последнее (риторическое). Что будем делать с Храмом, если люди в него не пойдут, или пожертвования оскудеют, или вдруг власть переменится?
С.А. Курнаев, ветеран труда, ветеран МИФИ.
|