|
![]() Издается
|
· Как дела, выпускник? Привет из МАГАТЭ
В прошлом номере «Инженера-физика» мы опубликовали интервью наших
студенческих корреспондентов, побывавших в МАГАТЭ, с выпускником МИФИ Михаилом
Хорошевым. В этом предлагаем вашему вниманию беседу с другим мифистом,
сотрудником МАГАТЭ Андреем Пряхиным. …На следующий день нас снова Андрей Сергеевич Пряхин
окончил МИФИ в 1987 году, факультет «А», кафедру 14 – ускорителей заряженных
частиц. Работал на кафедре 2, в лаборатории «Тренажер», участвовал в строительстве
тренажера для Чернобыльской станции. – Андрей Сергеевич, как Вы
попали в МАГАТЭ? – В конце 90-х годов мой
руководитель Сергей Андреевич Королев (сейчас заместитель заведующего кафедрой
2) стимулировал участие сотрудников в международных проектах. С этого все и
началось. Когда я начинал, почти ничего не знал о МАГАТЭ. Участвовал в
нескольких встречах – как эксперт, как консультант, сотрудничал на коротких
промежутках времени. Потом участвовал в конкурсе на замещение вакантных
должностей в МАГАТЭ, который мне удалось выиграть. Конкурс этот открытый,
многонациональный, все вакансии публикуются на агентском веб-сайте. Конечно, критерии отбора очень разноплановые
– это и техническая квалификация, и умение работать в коллективе, и знание иностранных
языков, и умение готовить документы. Так я попал в Департамент
ядерной энергии – «nuclear energy». Работаю в секции «INIS
and Nuclear knowledge management section». «International nuclear information system» или INIS
– это на сегодняшний день самая большая библиотека документов в ядерной
области. А «nuclear knowledge management» или NKM – управление ядерными
знаниями. – Чем занимается Ваша секция? – Аккумулированием знаний в
ядерной области. А дальше идет специализация. Секция состоит из двух отделов –
INIS и NKM. Отдел INIS занимается тем, что получает специализированную
литературу от стран-членов агентства, которая здесь обрабатывается. В основном
– это специализированные отчеты в ядерной области. Затем документы становятся
доступны через Интернет и другие источники. Сейчас членами INIS являются
122 страны и 24 международные организации. Отдел NKM занимается новым
направлением, инновационным, управлением ядерными знаниями. – А что под этим понимается? – Просто собирать литературу,
коллекционировать ее уже не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Почему?
Потому что объем информации растет и пользователям нужны более эффективные
средства доступа к этой информации. Ведь сегодня в INIS более 3 млн. записей и
около 400 тысяч полнотекстовых документов, я даже не берусь сказать, сколько
это составляет страниц. Здесь еще важен другой момент,
связанный не с подходом, а с содержанием структуры, потому что в нашей ситуации
необходимо, чтобы эта структура была признана всеми странами-участницами. И
одна из заслуг агентства в том, что мы сумели прийти к общему мнению, как
должна выглядеть структура знаний в области реакторов на быстрых нейтронах. Еще чем занимается наш юнит –
это «ядерный архив». Мы архивируем всю информацию по ядерной области, сохраняем
ее, чтобы она не потерялась и была доступна, чтобы по ней можно было вести
поиск. Количество документов идет на
миллионы и будет расти (показывает дисковое хранилище). Один такой ящик вмещает
16 Тб. «Железо» – это не проблема. Проблема состоит в обеспечении доступа к
информации. Технология по доступу к информации отстает от «железа». – А студенты у вас проходят
практику? – Да, мы привлекаем студентов.
В частности, с ИМО в прошлом году у нас была студентка – Варвара Галуева.
Сейчас она у нас на стажировке и не хочет уезжать. Она защитила диплом летом и
мы ей продлили стажировку до февраля. В агентстве правила жесткие, поэтому
больше года она здесь быть не может. Российские студенты и в других отделах
проходят практику, но их мало. С российской стороны, мягко говоря, инициатива
поступает редко... Сами студенты должны инициировать этот процесс, показать,
каковы их интересы и чем они могут быть полезны для агентства. Следующий момент, который
тормозит это направление, – конечно, язык. В отношении наших студентов
приходится признать, что академические знания у них хорошие, но, по сравнению
со студентами из других стран, использовать иностранный язык на практике у нас
мало кто умеет. – Какие направления тем
дипломов Вы бы посоветовали студентам, которые хотят проходить практику в МАГАТЭ? – По нашему департаменту в
рамках практически всех выпускающих кафедр можно найти область интересов, чтобы
сделать дипломную работу – по ядерной физике, по безопасности, по сохранению
знаний, практически везде есть точки соприкосновения. – Где узнать, чем занимаются
секции? – Зайдите на сайт, где описана
вся деятельность МАГАТЭ, все направления работы, все проекты. – Вам здесь нравится работать? – Безусловно. Вопросов нет – и
с точки зрения профессиональной деятельности, и людей, и всего остального. – Какие советы Вы бы могли
дать студентам, которые хотели бы попробовать себя в МАГАТЭ? – Во-первых, учиться, учиться
и учиться. Тот капитал, который вы приобретаете в МИФИ, – нигде больше не
получите. Я по себе могу сказать: та школа, которую я прошел в МИФИ, – не
думаю, что еще где-нибудь такая существует. Второй совет, который может
быть адресован не столько студентам, сколько их наставникам, – чтобы они
помогали студентам выйти в международную область, проявляли инициативу –
связывались с нами. Есть программы стажировок.
Если у вас кто-нибудь захочет работать, например, конкретно в области ядерных
знаний, то мы можем помочь оформить формальные документы. Но студенты должны
понимать, что если они сюда едут на практику, то денег будут получать самый минимум,
а проживание и содержание должны обеспечивать сами. Обычно на практику
приезжают на три-четыре месяца, иногда и на полгода. Преддипломная практика
называется «internship», а после окончания института можно пройти еще
стажировку. – Есть ли в МИФИ связующие
звенья, каналы связи между студентами и агентством? – В МИФИ много таких каналов
связи – их стоит искать на кафедрах. Но в институте систематической работы в
этом направлении не ведется. Эдуард Феликсович Крючков и Виктор Михайлович
Мурогов много делают в этом направлении для своих студентов: помогают, говорят
к кому надо обратиться, что сделать, какие бумаги оформить. Но это все надо заранее
планировать, так как на составление документов уходит много времени. Работают здесь студенты
ограниченное количество времени, поэтому говорить о том, что они совершат
какое-то открытие, конечно, не приходится. Если человек хочет заниматься
наукой, то надо идти в аспирантуру, докторантуру, стать ученым. Если ему
интереснее было бы работать в международной организации – то проявлять
инициативу в другой области. Надо реально оценивать свои возможности и
способности, ставить правильные цели и искать пути их достижения. Виктория Санникова, Антон Шамшин, студенты ИМО. |