ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


· Как дела, выпускник?

Привет из МАГАТЭ

В прошлом номере «Инженера-физика» мы опубликовали интервью наших студенческих корреспондентов, побывавших в МАГАТЭ, с выпускником МИФИ Михаилом Хорошевым. В этом предлагаем вашему вниманию беседу с другим мифистом, сотрудником МАГАТЭ Андреем Пряхиным.

 

…На следующий день нас снова пригласили в агентство. Мы вновь прошли все этапы системы безопасности – а она у них как в самолете: просканировали нас, вещи – и вот мы на проходной. Ждать долго не пришлось. Вскоре к нам вышел выпускник МИФИ, эксперт России в МАГАТЭ Андрей Сергеевич Пряхин. Как выяснилось, мы были не единственные, кто его ждал. В тот день к нему из Москвы приехали в гости жена с сыном. Пока оформляли пропуска – познакомились: жена тоже выпускница МИФИ, сын – учится на пятом курсе нашего института. Одним словом – семья мифистов со стажем.

Андрей Сергеевич Пряхин окончил МИФИ в 1987 году, факультет «А», кафедру 14 – ускорителей заряженных частиц. Работал на кафедре 2, в лаборатории «Тренажер», участвовал в строительстве тренажера для Чернобыльской станции.

– Андрей Сергеевич, как Вы попали в МАГАТЭ?

– В конце 90-х годов мой руководитель Сергей Андреевич Королев (сейчас заместитель заведующего кафедрой 2) стимулировал участие сотрудников в международных проектах. С этого все и началось. Когда я начинал, почти ничего не знал о МАГАТЭ. Участвовал в нескольких встречах – как эксперт, как консультант, сотрудничал на коротких промежутках времени. Потом участвовал в конкурсе на замещение вакантных должностей в МАГАТЭ, который мне удалось выиграть.

Конкурс этот открытый, многонациональный, все вакансии публикуются на агентском веб-сайте.  Конечно, критерии отбора очень разноплановые – это и техническая квалификация, и умение работать в коллективе, и знание иностранных языков, и умение готовить документы.

Так я попал в Департамент ядерной энергии – «nuclear energy». Работаю в секции «INIS and Nuclear knowledge management section». «International nuclear information system» или INIS – это на сегодняшний день самая большая библиотека документов в ядерной области. А «nuclear knowledge management» или NKM – управление ядерными знаниями.

– Чем занимается Ваша секция?

– Аккумулированием знаний в ядерной области. А дальше идет специализация. Секция состоит из двух отделов – INIS и NKM. Отдел INIS занимается тем, что получает специализированную литературу от стран-членов агентства, которая здесь обрабатывается. В основном – это специализированные отчеты в ядерной области. Затем документы становятся доступны через Интернет и другие источники.

Сейчас членами INIS являются 122 страны и 24 международные организации.

Отдел NKM занимается новым направлением, инновационным, управлением ядерными знаниями.

– А что под этим понимается?

– Просто собирать литературу, коллекционировать ее уже не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Почему? Потому что объем информации растет и пользователям нужны более эффективные средства доступа к этой информации. Ведь сегодня в INIS более 3 млн. записей и около 400 тысяч полнотекстовых документов, я даже не берусь сказать, сколько это составляет страниц.

Здесь еще важен другой момент, связанный не с подходом, а с содержанием структуры, потому что в нашей ситуации необходимо, чтобы эта структура была признана всеми странами-участницами. И одна из заслуг агентства в том, что мы сумели прийти к общему мнению, как должна выглядеть структура знаний в области реакторов на быстрых нейтронах.

Еще чем занимается наш юнит – это «ядерный архив». Мы архивируем всю информацию по ядерной области, сохраняем ее, чтобы она не потерялась и была доступна, чтобы по ней можно было вести поиск.

Количество документов идет на миллионы и будет расти (показывает дисковое хранилище). Один такой ящик вмещает 16 Тб. «Железо» – это не проблема. Проблема состоит в обеспечении доступа к информации. Технология по доступу к информации отстает от «железа».

– А студенты у вас проходят практику?

– Да, мы привлекаем студентов. В частности, с ИМО в прошлом году у нас была студентка – Варвара Галуева. Сейчас она у нас на стажировке и не хочет уезжать. Она защитила диплом летом и мы ей продлили стажировку до февраля. В агентстве правила жесткие, поэтому больше года она здесь быть не может. Российские студенты и в других отделах проходят практику, но их мало. С российской стороны, мягко говоря, инициатива поступает редко... Сами студенты должны инициировать этот процесс, показать, каковы их интересы и чем они могут быть полезны для агентства.

Следующий момент, который тормозит это направление, – конечно, язык. В отношении наших студентов приходится признать, что академические знания у них хорошие, но, по сравнению со студентами из других стран, использовать иностранный язык на практике у нас мало кто умеет.

– Какие направления тем дипломов Вы бы посоветовали студентам, которые хотят проходить практику в МАГАТЭ?

– По нашему департаменту в рамках практически всех выпускающих кафедр можно найти область интересов, чтобы сделать дипломную работу – по ядерной физике, по безопасности, по сохранению знаний, практически везде есть точки соприкосновения.

– Где узнать, чем занимаются секции?

– Зайдите на сайт, где описана вся деятельность МАГАТЭ, все направления работы, все проекты.

– Вам здесь нравится работать?

– Безусловно. Вопросов нет – и с точки зрения профессиональной деятельности, и людей, и всего остального.

– Какие советы Вы бы могли дать студентам, которые хотели бы попробовать себя в МАГАТЭ?

– Во-первых, учиться, учиться и учиться. Тот капитал, который вы приобретаете в МИФИ, – нигде больше не получите. Я по себе могу сказать: та школа, которую я прошел в МИФИ, – не думаю, что еще где-нибудь такая существует.

Второй совет, который может быть адресован не столько студентам, сколько их наставникам, – чтобы они помогали студентам выйти в международную область, проявляли инициативу – связывались с нами.

Есть программы стажировок. Если у вас кто-нибудь захочет работать, например, конкретно в области ядерных знаний, то мы можем помочь оформить формальные документы. Но студенты должны понимать, что если они сюда едут на практику, то денег будут получать самый минимум, а проживание и содержание должны обеспечивать сами. Обычно на практику приезжают на три-четыре месяца, иногда и на полгода. Преддипломная практика называется «internship», а после окончания института можно пройти еще стажировку.

– Есть ли в МИФИ связующие звенья, каналы связи между студентами и агентством?

– В МИФИ много таких каналов связи – их стоит искать на кафедрах. Но в институте систематической работы в этом направлении не ведется. Эдуард Феликсович Крючков и Виктор Михайлович Мурогов много делают в этом направлении для своих студентов: помогают, говорят к кому надо обратиться, что сделать, какие бумаги оформить.

Но это все надо заранее планировать, так как на составление документов уходит много времени.

Работают здесь студенты ограниченное количество времени, поэтому говорить о том, что они совершат какое-то открытие, конечно, не приходится. Если человек хочет заниматься наукой, то надо идти в аспирантуру, докторантуру, стать ученым. Если ему интереснее было бы работать в международной организации – то проявлять инициативу в другой области. Надо реально оценивать свои возможности и способности, ставить правильные цели и искать пути их достижения.

 

Виктория Санникова,

Антон Шамшин,

студенты ИМО.