ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


«НУЖНА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

Будем развивать в МИФИ государственно-общественное управление — позиция ректора М.Н. Стриханова.

   26 июня состоялась встреча нового ректора МИФИ М.Н. Стриханова с профсоюзным активом. «Я хотел получить обратную реакцию на те шаги, которые мною сделаны, в частности, в системе управления университетом», — сказал он. Выступая перед собравшимися, Михаил Николаевич заметил, что в целом структура управления была достаточно проработана и до него. Все основные ее элементы имелись раньше. В соответствии с Уставом прописаны очень весомые функции для Ученого совета и форм общественного самоуправления. «Я думаю, совместно мы эти функции общественно-государственного управления будем всячески усиливать».
   
Ректор перечислил изменения в администрации университета. Назначены три проректора: по учебной работе – В.И. Метечко, по инженерно-технической и социальной инфраструктурам — Б.А. Горелов, по капитальному строительству — С.Г. Пономаренко. Возложено исполнение обязанностей проректора: по научной работе — на А.Н. Петровского, по отраслевому сотрудничеству — на Э.Ф. Крючкова, по безопасности и защите информации — на М.А. Уварина. Заместителем председателя Ученого совета назначен Н.Б. Нарожный. Совет по аттестации и подготовке научных и педагогических кадров возглавил Н.А. Кудряшов. Административно-финансовое управление — начальник П.Г. Сороколетов — будет работать под руководством ректора. Очень важное подразделение — как функциональное — дирекция инновационного проекта (директор – М.П. Панин). Ректор подчеркнул, что в зависимости от того, как будет выполнен инновационный проект, сформируется мнение о том, каким ресурсом развития обладает в данном случае МИФИ. «Сейчас от режима конкурса надо перейти к режиму исполнения».
   Подчеркивая роль Ученого совета, М.Н. Стриханов сказал, что надо усилить его общественные функции. Как положительный пример напомнил о существовании ранее комиссий по различным направлениям: по науке, образованию, финансам. «Формы воздействия общественности на администрацию должны быть достаточно многообразные. И необходима обратная связь взаимодействия между ними».
   Ректор заметил, что большую помощь он ожидает от президента МИФИ и заместителя председателя Ученого совета.
   · Затем Михаил Николаевич Стриханов прошелся по блоку вопросов, подготовленных для него профсоюзным комитетом.
   Он отметил, что в целевой федеральной программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технического комплекса» предусмотрено строительство в МИФИ современного лабораторного корпуса. Деньги на проектно-изыскательские работы выделяются с условием, что отработаны они будут в этом году. Приступив 29 мая к обязанностям ректора, М.Н. Стриханов увидел, что сроки не соблюдаются, необходимая работа для получения разрешительной документации не проведена. «В принципе мы стали перед угрозой срыва всех строительных работ с соответствующими оргвыводами. Срочно пришлось нам с С.Г. Пономаренко усиливать работы по прохождению соответствующего проекта через разрешительные инстанции».
   
· Отвечая на вопрос о выборах нового Ученого совета, ректор сообщил, что сейчас в Рособразовании проходит согласование новой редакции Устава. Затем ее должны утвердить в Министерстве финансов и в Министерстве экономики. После этого в МИФИ состоятся выборы Ученого совета. В соответствии с решением Рособразования, количество его членов будет 80 плюс те, кто входит в него по должности.
   · Уточняя переданные ректору вопросы по системе оплаты труда, социальной поддержке, председатель ОПК А.П. Трофимов, в частности, сказал:
   «В вашей предвыборной программе одна из задач – повышение заработной платы работников университета. Речь сейчас должна идти, наверное, о том, каким образом мы будем повышать заработную плату. Конечно, самое главное – должны хорошо работать. Но важный момент – и правильное распределение тех средств, которые коллектив зарабатывает». Председатель ОПК заметил, что в коллективе нормально восприняты приказы о назначении проректоров, где была указана оплата их труда: разряд плюс надбавка за сложность и трудоемкость работы. Но хотелось бы, чтобы и по другим категориям работников и руководителей была понятна система оплаты. Речь не об ограничении заработной платы, но о том, чтобы было какое-то соотношение между низкооплачиваемой категорией работников и высокооплачиваемой. «Есть такое понятие в науке как децимальный коэффициент. Если, например, соотношение по средней заработной плате 10 процентов высокооплачиваемых и 10 процентов низкооплачиваемых работников в коллективе превышает в 10-15 раз, то в коллективе возникает напряженная обстановка. В отраслевом профсоюзе этот коэффициент отслеживается и как-то контролируется. Интересно было бы узнать – какой коэффициент у нас в вузе».
   Отвечая на вопрос, ректор заметил, что воспринимает его как наказ. «Сейчас мне вам сказать особо нечего, кроме того, что, по моему внутреннему убеждению, конечно, прозрачность должна быть, но до каких-то границ приличия. В принципе вы правы, что должно быть соотношение – наверное, один к десяти – между высшей и низшей зарплатой. Но здесь ведь масса вопросов возникает. А какова оптимальная структура? Ведь определяется низшая зарплата, исходя из максимального количества инвестиций и оптимальной работы. Я знаю, что в Росатоме и в тех корпорациях, которые там существуют, идут жесточайшие кадровые реформации. Поэтому, когда мы говорим «А», то сразу должны понимать, что за этим будет «Б», которое, я думаю, не совсем популярно. Это условно говоря».
   М.Н. Стриханов сказал, что поставил задачу перед проректорским корпусом, чтобы ему представили структуру управления. «Сколько надо человек, скажем, в научном блоке?.. Где баланс, как его подсчитать?.. И в науке, и в образовательных проектах… Каков баланс между интересами всего коллектива и теми, кто приносит деньги?»
   «Поэтому, — сказал ректор, — давайте вместе смотреть. Я здесь полностью открыт. Если рядом с нами человек бедствует, это недопустимо. Но разница в зарплате все равно будет. Давайте решать вопрос «о балансе», но он крайне сложный. Пусть поработает бюджетная комиссия Ученого совета. Вносите предложения…»
   · Ректор заметил, что его не оставляет мысль, что МИФИ по инновационному проекту мог бы выиграть миллиард, а не 430 миллионов. Надо было затянуть пояса… и по платному образованию, и по науке. Год потерпеть. Тогда бы был миллиард. Это означает, что мы просто не думаем о своем развитии.
   А.П. Трофимов: «Я думаю, если бы коллективу разъяснили ситуацию, такая позиция, может быть, нашла бы поддержку. Хочу привести пример. В 90-е годы, когда была труднейшая финансовая ситуация, и вопрос стоял так: или сократить численность коллектива, или снизим нашу заработную плату, коллектив пошел на то, чтобы снизить зарплату до 80 процентов при сохранении коллектива. Я думаю, если с коллективом общаться, разъяснять, то результат будет нормальным».
   Ректор сказал, что люди, которые проработали много лет в МИФИ, патриотичные, это «золотой фонд», и за них надо держаться.
   «Не только зарплата людей интересует, – сказал А.П. Трофимов, – но и тот социальный пакет, который может предложить администрация. Это и система поощрений, и выделение средств на путевки, и медицинское обслуживание».
   Ректор ответил, что администрация без активной помощи профсоюза с этим не справится. Привел пример питания в МИФИ. Довольны питанием студенты и сотрудники? Недовольны? Должны обоснованно, аргументировано ответить. Часы работы: устраивают, или не устраивают? Не ректор ведь должен ходить и проверять. «Социальный пакет» — это то поле, на котором должны активно общаться администрация и общественность. Та же столовая, если нагрузить ее какими-то требованиями, то они исполнят их. Давайте нагружать. Но там, говорят, ведь тоже есть проблемы: старое оборудование, горячей воды нет и другое. Так надо ставить вопрос, подготовить проект.
   А.П. Трофимов согласился с ректором, что профсоюзная организация должна активно работать с администрацией и решать, как партнеры, совместно все вопросы, связанные с проблемами университета, с его развитием.
   · Ректор: «Если мы партнеры, то давайте нашему сотрудничеству придадим осязаемые рамки. Вот в вашем перечне написано: общежитие. По этому вопросу мы со студенческим профкомом должны работать отдельно. Дальше читаю: Профилакторий…»
   А.П. Трофимов: «Старое здание профилактория наполовину занято. В новом общежитии отведен один этаж. Сейчас там идет подготовка. Не знаю, когда он начнет работать, но штатное расписание уже есть».
   По поводу базы отдыха «Волга» ректор сказал, что в интересах всего университета, чтобы она функционировала не хуже, чем раньше. Это тоже объект, который необходимо инвестировать.
   По материально-технической базе. О реконструкции аудиторного фонда, научных лабораторий, учебно-научной базы, о перспективном строительстве… Отвечая на эти вопросы, ректор повторил, что определено место под научно-лабораторный корпус – это 20 тыс. кв. метров. На ремонт аудиторий в рамках инновационного проекта выделены достаточно большие средства. Все поточные аудитории на четвертом этаже будут отремонтированы. В дальнейшем попытаемся выделить средства на ремонт вне инновационного фонда. Аудиторный фонд необходимо обновлять, чтобы проводить занятия на современном уровне.
   · Отвечая на вопросы по охране труда — это и аттестация рабочих мест, и средства индивидуальной защиты, состояние рабочих мест, — ректор сказал, что деньги должны выделяться под конкретный план мероприятия.
   А.П. Трофимов: «Вот вы подписали приказ о трудовой дисциплине…»
   М.Н. Стриханов: «Приказ об исполнительской дисциплине отслеживает зону ответственности. Если принято решение, его надо выполнять. Если оно не выполняется, то надо найти виновного и сделать организационный вывод. Вот такая должна быть совершенно четкая система».
   · Говоря о развитии культуры, спорта в МИФИ, председатель ОПК сказал о том, что необходимо творческие коллективы и спортивные поддерживать и администрации, и профсоюзной организации. Обратил внимание, в каком плачевном состоянии находится Музей МИФИ. Его надо развивать, это тоже — часть нашей культуры, истории. Нужна символика мифистская, тем более что впереди у нас 70-летие.
   Ректор сказал, что со всем с этим трудно не согласиться. И вопросы надо решать совместно. Если нужна символика, значит, нужен идеолог. Можно и штатного сотрудника взять, который все это разработает, но человека творческого, горящего. Если есть человек, который, по крайней мере, смог бы все это дело скоординировать, надо его привлекать.
   · И последним вопросом из представленных ректору был – о развитии демократических принципов в управлении. Предложение о том, чтобы была открытость, гласность, прозрачность в принятии решений, в использовании и распределении средств от внебюджетной деятельности и – хода выполнения инновационного проекта.
   Ректор сказал, что предложение принимается и будут проводиться собрания трудового коллектива, на которых он готов ответить на интересующие мифистов вопросы.

   Далее были вопросы из зала

   Вопрос: Михаил Николаевич, вы выразили сожаление о том, что МИФИ не получил за инновационный проект миллиард. А где гарантия того, что мы бы его «переварили»? И кто будет работать по инновационному проекту? У нас не стало такого понятия как УВП! Они просто разбежались. Ну, «затарим» институт миллиардным оборудованием, а кто его будет обслуживать?
   Ректор:
   – Вы задаете вопрос, на который ответ сами знаете. Понятно, что люди убежали, потому что мало платят. Ну что тут делать? Возрождать этот класс – учебно-вспомогательный персонал – надо?
Наверное, надо. Потому что существует норма, сколько должно быть техников. Что касается миллиарда, то это немного. Мы смотрим на оборудование – и это слезы. При нынешнем кадровом составе института надо оборудования на 10 миллиардов как минимум. Чтобы мы как-то по ключевым направлениям заняли соответствующее место. Могу вам сказать, что в МИСИСе и МИЭТе инвестиции в несколько раз превышают наши. Студенты и молодежь тянутся не только к зарплате, но и к амбициозным задачам, которые решаются на современном оборудовании. Можно устраивать различные аналитические лаборатории, инновационные центры и зарабатывать деньги на этом оборудовании.
   Вопрос: У меня такой вопрос о борьбе с курением. Не в том плане, что люди не должны курить, а в плане культуры. Как вы на эту проблему смотрите?
   Ректор:
   – Можно вопросом на вопрос? А как профсоюз на это смотрит?
   А.П. Трофимов:
    – Профсоюз смотрит так, что надо выполнять приказы, которые никто не отменял: о запрете курения в помещениях института. И я думаю, что большинство членов профсоюза меня поддерживает.
   Вопрос: Можно ли в МИФИ создавать новые лаборатории, которые занимались бы фундаментальными исследованиями? Чтобы люди из отраслевых организаций, а там накапливается много вопросов, на которые они сами не могут ответить, знали, куда обратиться.
   Отвечая на вопрос, ректор заметил, что за десять лет, которые он проработал в Рособразовании, у него сложилось мнение: звание ученого в последнее время девальвировано. Большой эрозии подвержена сама научная среда. Нередко не отличишь — кто ученый, а кто не совсем ученый. «Поэтому, если вы спрашиваете мое мнение, то я считаю, что ни в коем случае нельзя просить деньги только на фундаментальные исследования. Сейчас важно, чтобы ваша разработка могла быть внедрена в производство и коммерциализована. Некоторые руководители это делают нормой. Я считаю, что на данном историческом отрезке это абсолютно правильно. Потому что ученых у нас много, а патентов мало. Мировых патентов у нас совсем мало. Коммерциализованных разработок у нас совсем под ноль. Поэтому, если просить деньги, то надо отреагировать на какое-то важное направление, например, нанотехнологии.»
    – Вы меня немножечко не так поняли. Возможно ли, в пределах самоуправления МИФИ, создать такие научные центры, которые занимались бы фундаментальными исследованиями и, конечно, коммерческой деятельностью?
   Ректор:
    – Конечно, возможно и Уставом не запрещено. И много лет это делается, как я понимаю.
   Вопрос: На протяжении последних 16 лет только силами УВП наша кафедра осталась жива. Ни копейки не было выделено, чтобы поддержать три огромные аудитории. Только благодаря усилиям учебно-вспомогательного персонала, их огромному труду, лаборатории были сохранены. Как поступит мой лаборант, который получает маленькую зарплату и должен будет работать строго «от и до» в связи с вашим приказом?
   Ректор:
   –Если лаборант получает мало, то надо прийти ко мне на прием с заведующим кафедрой и обсудить вопрос. Может быть, ему надо повысить заработную плату, или перевести на почасовой график. Но, с другой стороны, должна быть дисциплина исполнения. И вот этот приказ, который подписан недавно, преследует именно эту цель.
   Вопрос: Говорилось о снижении статуса ученого в современном обществе и о научных институтах. Хотелось бы услышать ваше мнение, вне зависимости от экономической ситуации в институте. Как должно быть? Какой должен быть уровень оклада доцента, ведущего специалиста? К чему нужно стремиться?
   Ректор:
   – Профессор – это где-то 4000$, доцент – 2000-2500$, если активный научный сотрудник, тоже – как профессор. Я могу сказать, что для государства эти цифры не запредельные. Вот «пробила» Академия наук: у них средняя зарплата 1000$. Директор штатный получает 56000 рублей. Положение сегодня такое: огромное количество вузов и … — мизерные зарплаты. Вопрос в том, чтобы попасть в элиту. Предлагаю вывесить флаг: МИФИ — базовый вуз Росатома. И — развивать стратегические направления, такие, как нанотехнологии. У нас консолидированный бюджет, около миллиарда рублей.
   Вопрос:
У меня вопрос по структуре. В частности по тому Совету по подготовке научно-педагогических кадров, который возглавляет Кудряшов. Входят ли туда те программы, которые у нас были раньше: «Молодой доцент» и другие. Дело в том, что подпитка молодежью наших преподавательских кадров – важнейший сейчас вопрос. И те программы, которые изначально на это были рассчитаны, давали неплохой эффект. Потом по сути дела все было сведено на нет. Будут ли эти программы модифицированы?
   Ректор:
   –Проблема тяжелая: вовлечение молодежи в научную деятельность. Нужно создать координационный совет, который будет находить возможности для молодых — аспирантов, студентов старших курсов — поработать в ведущих центрах России, на современных установках в МИФИ, привлекать к интересной работе. Проблема для нас жизненно важная. Средний возраст наш становится все больше, не буду говорить, какой. Надо все-таки привлекать на кафедры и в лаборатории студентов на штатные должности. Проблема государственная.

Отчет о встрече ректора М.Н. Стриханова
с профактивом подготовлен редакцией «И-Ф».

Фото Валерия Аверина.