ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года

«ПОЧЕМУ СОКРАЩАЮТ МОЛОДЫХ?»

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА


Психолог-консультант, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, заместитель генерального директора консалтинговой компании «ММ-класс» А.Ф.КОПЬЕВ.

— Кризис. Прошла очередная волна сокращений и среди увольняемых немало молодых сотрудников. Андрей Феликсович, как им к этому относиться?

— К этому надо относиться философски, как к жизненным испытаниям. Конечно, у тех, кого уволили сейчас тревога, ощущение надвигающейся беды. Тем более, если и зарплата была приличная и место устраивало.

На государственных и на некоторых коммерческих предприятиях нередко предпочитают оставлять скорее людей в возрасте, чем молодых. Почему? Во-первых, у молодых сотрудников может недоставать необходимых навыков работы, опыта и т.п. Нет у них и такой однозначности в профессиональной судьбе как, например, у пожилых специалистов, которым сложно что-то менять и они стараются на своих рабочих местах трудиться, даже если их не устраивает зарплата. Поэтому администрация предоставляет им возможность остаться работать.

А молодым надо использовать плюсы своего возраста: возможность пробовать, менять, переходить с одного места на другое, приобретая и жизненный опыт, и навыки работы. Бояться этого не стоит. Вспомним биографии некоторых знаменитых людей, которые, пока не «пробились», не чурались никакой работы, зарабатывая себе честно на хлеб.

А что касается кризиса... Не знаем, сколько он продлиться, но главное, должно что-то измениться, должны «получить свое» те, кто привел к глобальному кризису доверия, поскольку это – именно глобальный психологический кризис доверия. И он связан не столько с экономикой, сколько с психологическим типом характера тех людей, которые приходили к кормилу экономической (да и политической) власти.

Каждая эпоха рождает свой определенный тип людей, который оказывает доминирующее влияние на мировые процессы. Нынешний тип явил себя после второй мировой войны и описывается в книге Эриха Фромма «Иметь или быть» под названием рыночный тип. Это психологический типаж, живущий по принципу «не быть, а казаться», который занял доминирующие позиции в Америке на фоне послевоенного экономического бума. Параллельно произошел переход оперативного управления от собственников к наемным менеджерам – которые таким образом стали распоряжаться тем, чего не создавали. И именно эти люди становятся во главе новой экономики. И именно эти люди, не имея свойств предыдущих капиталистов — ответственности, профессионализма, осторожности — стали распоряжаться огромными капиталами.

У нас – зеркальное отражение, но, к счастью, произошло это гораздо позже и существует сравнительно недолго.

… Понятно, что молодежь хочет получать много и быстро, и, видя большие деньги, тянется в такие компании, к таким людям. При этом, неоправданно большие деньги в компаниях многие люди получают, что называется – не по чину: «Моль мала, а шубу ей подавай». Поэтому молодой человек говорит: «Да я за меньшую зарплату и работать не буду». (Хотя у него нет ни навыков работы, ни культуры труда, ни профессионализма, ни много еще чего, что приобретается с опытом работы). И, поработав в такой компании, и попав под сокращение, он в растерянности…

Есть все-таки в сегодняшней нелегкой ситуации позитив: молодым надо радоваться, что на их долю придет другой период, а этот — связанный с фальшивым заемным ростом — похоже кончается! У них есть замечательный шанс: вместо того, чтобы легко и – как показала жизнь – ненадежно зарабатывать деньги, надо становиться профессионалами. То, что вы приобретаете умением, трудом, будет всегда с вами.

Сейчас время перемен. Эпоха иррационального богатства — когда можно, не работая, получать деньги – кончилась. Подумать только, сколько талантливых людей просиживали портки ради денег, теряя квалификацию!

— Некоторые девушки жалуются, что при устройстве на работу на некоторых фирмах им ставят условие: интим, так сказать, по совместительству.

— Ну, это было и раньше, и в советское время, а быть может, и вообще всегда, только не так открыто. Что можно сказать по этому поводу? Только то, что девушкам – если они не хотят подобных «сценариев», но при этом ориентированы на деловую карьеру – тем более надо становиться хорошими «профи»: специалистами в той или иной области – преподавателями, инженерами, секретарями и т.д. И, может быть, работать еще усерднее, чем мужчины, чтобы быть востребованными именно как профессионалы. Хорошие специалисты, добросовестные работники всегда будут нужны, как же без них.

Ну а продаваться или не продаваться и строить или не строить свою карьеру, таким образом, как вы спросили выше – это уже каждый решает сам. Решает сам лично в глубине своей души, не поддаваясь давлению того, что, мол «все так живут». Ведь кто-то с «этим» потом живет спокойно, а кто-то всю жизнь потом мается: покоя не дает совесть – вполне реальная субстанция…

Записала С. Сергеева.

Вопросы психологу передали студенты НИЯУ МИФИ.

От редакции:

Уважаемый читатель, Вы можете задать психологу волнующие Вас вопросы через нашу газету. А если Вам необходима его консультация, обращайтесь в нашу редакцию (Андрей Феликсович принимает один раз в неделю по записи. Бесплатно.).