ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


ИЕРАТУРЫ В МИФИ

Мы так привыкли к этим красочным панно, что не задумываемся, кто их создавал.

   Мало кто из ценителей искусства знает, что в МИФИ находятся оригинальные произведения художника Михаила Матвеевича Шварцмана.
   М.В. Шварцман называл себя иератом, а свои творения иературами. Иерат — представитель нового направления абстракционизма. Иературы Шварцмана отражают, например, масштабные события в жизни человечества. Именно к таким относится иература МИФИ. Слева при входе в вестибюле главного корпуса МИФИ расположена иература – покорение человечеством энергии атома. Могучая мужская рука удерживает под уздцы атомного коня. Справа — человеческий взор проникает в суть атома. На обеих иературах вязь из формул ядерной физики. Эпохальная иература размещена в двухэтажном читальном зале МИФИ. На масштабной картине видны вехи созидания советского периода истории России. В центре иературы женский лик, олицетворяющий радость жизни, покой и уверенность. При внимательном рассмотрении произведений М. Шварцмана возникает восхищение делами человека, отображенными художником. Естественно, как всегда, творческая интеллигенция оценивает творчество М. Шварцмана по-разному. Член Академии художеств Шемякин считал Шварцмана величайшим христианским художником, хотя он своим творчеством отошел от образной системы. Но едва ли что было религиозного в иературах МИФИ или в таких произведениях Шварцмана как «Вестник с черными волосами», «Невидимая защита» или «Галочный крик на рассвете». Абстракционизм имеет свои методы воздействия на человеческие чувства.

   Михаил Матвеевич умер в 1997 году, через 35 лет после того, как он выполнил иературы МИФИ. После его смерти прозвучали фразы: «Умер гениальный художник», «Умер отец русского поставангарда». Статья в Интернете, посвященная М. Шварцману, называлась «Первый и последний иерат».
   Инициатором украшения здания МИФИ иературами М. Шварцмана был выдающийся архитектор, дважды лауреат Государственных премий Александр Васильевич Коротков. Талант А.В. Короткова как художника и организатора виден в архитектуре многих городов атомной промышленности, в том числе Навои и Шевченко. Свою душу вложил Александр Васильевич в проектирование комплекса зданий МИФИ. Он считал, что архитектура зданий, их убранство, внешняя планировка должны формировать эстетические начала инженеров-физиков.
   К сожалению, то, что мы видим сегодня внутри наших корпусов, существенно отличается от того, что было при открытии нового комплекса института в 1962 году. В вестибюле сегодня не видно зелени на декоративных решетках, в коридорах рекреации переделали под аудитории и кабинеты, люстры в читальном зале главного корпуса МИФИ перегородили лучшее творение М. Шварцмана.

В. Кириллов-Угрюмов,
почетный профессор, ректор МИФИ в 1959-1974 гг.
Фото Антона Велигодского.