ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


ЭФФЕКТ «НАДКУШЕННОГО ЯБЛОКА»

   Наши студенческие корреспонденты Светлана Арефинкина и Екатерина Гаврилова побеседовали с заместителем заведующего кафедрой высшей математики А.Б. Костиным, заместителем заведующего кафедрой общей физики В.Д. Поповым и заведующим кафедрой химии В.В.Сергиевским. Задавали вопросы:
   1. Ваши впечатления о последней сессии.
   2. Наблюдения за первокурсниками за последние три года.
   3. Советы нынешним первокурсникам.


   Андрей Борисович Костин, заместитель заведующего кафедрой высшей математики.
   1. Я не заметил, чтобы весенняя сессия сильно отличалась от предыдущих. Впечатление в целом такое, что студенты основных, бюджетных факультетов, учатся с меньшим рвением, чем студенты гуманитарных факультетов. Насчет оценок: многим стало достаточно тройки, и мне показалось, что студентов, которые могли бы группу «держать в тонусе», стало меньше.
   2. Первокурсники последних трех лет... Ну, хуже не становятся! Правда, есть такая общая проблема: молодые люди, с одной стороны, обладают большим набором знаний, более информированы, с другой — теряют умение проводить самостоятельные рассуждения. Любую задачу решат, только если преподаватель расскажет алгоритм решения подобной. Многие подготовленные ребята из лицеев, из других сильных школ схватывают материал очень быстро и легко, но часто довольно поверхностно. Коллоквиум на одиннадцатой неделе это очень хорошо показывает: количество сдавших его обычно около 20-30 процентов.
   3. Мне очень нравится фраза из фильма «Чародеи»: «Чтобы пройти через стену, надо видеть цель, верить в себя и не замечать препятствие». Как раз это можно пожелать первокурсникам.

   Валерий Дмитриевич Попов, заместитель заведующего кафедрой общей физики.
   1. По итогам весенней сессии заметно, что результат полусеместрового контроля, зачетной недели по среднему баллу очень близок к показателям сессии. Вывод такой: кто упорно, целенаправленно учится, у того все хорошо, а тому, кто «лишь бы-лишь бы» — приходится пересдавать. Так что ничего нового не произошло.
   2. Если посмотреть результаты последних трех лет, то они очень похожие. А вот если сравнить с данными десятилетней давности, то успеваемость похуже. Почему? Когда я поступал в МИФИ, конкурс был 7-10 человек на место. А теперь конкурс значительно меньше. Кроме того, средний уровень следующего поступающего поколения ниже. И не так ценится сам факт того, что ты – студент МИФИ.
   3. Главный совет первокурсникам: с первого же дня учиться. Программа очень сложная. Многим требуются дополнительные занятия. Наша кафедра, к примеру, предоставляет такую возможность. Я всегда говорю своим студентам: делайте сами все домашние задания. Если вы в состоянии все сделать за час, за полтора, то вам не нужны дополнительные занятия. Если не получается – тогда дополнительные занятия просто необходимы. Очень неприятно, что для многих ребят, пришедших из школы, труд и учеба не являются синонимами. Став студентами, ребята начинают это понимать. Иногда это бывает поздно.
   И еще один момент. Шесть лет назад на первый курс поступала моя дочь. Тогда я побывал на празднике посвящения в студенты. Мне очень не понравились конкурсы, которые проводились для первокурсников творческими объединениями МИФИ на площадке за ДК «Москворечье». Кто быстрее бутылку пива выпьет и так далее. Разве это дает хороший настрой на продуктивную учебу? Конечно, нет! Ведь увлечь семнадцатилетнего человека ерундой, пустотой ничего не стоит. И вот буквально на следующий день, 2 сентября, идет лекция, а я встречаю группу студентов с картами и бутылками пива. Такого, по-моему, в нашем институте быть не должно.

   Валерий Владимирович Сергиевский, заведующий кафедрой химии.
   1. Вообще статистика показывает, что последние несколько лет сессии проходят без каких-либо выбросов, изменений. Средний балл зависит от факультета, но, в принципе, близок к четырем.
   2. Мне кажется, многие первокурсники в достаточной степени способны освоить программы курсов. Нынешние студенты в ряде областей знаний великолепно эрудированны, более информированы, чем предыдущее поколение. Все, что нужно им, — это терпение, прилежность. Для тех, кто желает развить собственное мышление, МИФИ дает все возможности.
   3. К сожалению, начала снижаться наполняемость аудитории. Мудрый педагог, автор школьного учебника по органической химии Л.А. Цветков назвал это эффектом «надкушенного яблока». Многие приходят после лицея с достаточно высокой подготовкой. На первых лекциях им кажется, что они все это уже знают. И не осознают, что хоть и есть элементы повторения, но курс очень быстро идет вперед. Передача информации много интенсивнее, чем в школе. И не занимаясь, через месяц-другой уже не догонишь. Поэтому очень рекомендую избежать этого эффекта.
   Второе, что я пытаюсь объяснить студентам в начале семестра, – каждый человек является свободным. Обязанность друг перед другом появляется только тогда, когда ведешь совместную деятельность. Значит, если кто-то не хочет учиться, то ответственность за них преподаватели не несут. Преподаватель – тоже свободный человек. Поэтому пусть не удивляются те студенты, которые прямо перед сессией или уже во время ее будут пытаться решать свои вопросы и не находить сочувствия преподавателя.

Материал подготовила Екатерина Гаврилова.
Фото Андрея Кипариса.