ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


О РЕФОРМАХ В ОБРАЗОВАНИИ

   шла речь на семинаре «Цели реформы образования», который прошел 17 ноября в актовом зале.
   Ректор МИФИ Б. Н. Оныкий, представляя депутата Государственной Думы РФ И.И. Мельникова, посоветовал студентам слушать и вырабатывать свою точку зрения. И желательно, чтобы она была гуманистической.
   И сказал слова, которые сразу нашли отклик у аудитории: «Говорят: то, се… ловкие люди. Братцы мои, да простая это задача – обогащение. Для этого ни образования, ни ума не надо. Надо просто перешагнуть в себе через понятие совести. Как перешагнете, начнете быстро обогащаться за счет общественной собственности или труда других людей. Но это не означает, что жизнь вам об этом когда-нибудь не напомнит. Некоторым из них напоминает очень быстро. Они начинают стрелять друг в друга, неприятности друг другу строить.
   Все в жизни не так просто и безобидно. Поэтому тупо следовать этому призыву: обманывай, воруй, набивай себе карманы – это для людей так просто не проходит, даже если они достигают каких-то успехов.
   …Чем можно заменить порядочность человека? Какими законами, ограничениями, контрольными мерами? Да ничем нельзя заменить порядочность человека! Наша сегодняшняя жизнь похожа на какую-то круглую пыльную абракадабру, которая катится по стране, вовлекая в нее массу всяких людей. Но если мы хотим строить гражданское общество, то оно может существовать  только на самосознании, на совести граждан. Это – основа»
.
   Иван Иванович Мельников, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, профессор мехмата МГУ, рассказал о целях нынешней реформы образования и ответил на вопросы студентов, сотрудников и преподавателей МИФИ.
   «Последние десять лет в системе образования  борются две тенденции: останется ли система образования социальной или она будет элитарной. Я сторонник первого подхода. И в своей практической деятельности отстаивал возможность того, чтобы молодой человек имел право получить образование вне зависимости от толщины кошелька его родителей».
   По словам Ивана Ивановича, с 1996 года Комитет Государственной Думы РФ по образованию провел большую работу — законодательно закрепил некоторые нормы, которые позволяют молодому человеку получать образование: государство выделяет на финансирование вузов, высшего образования не менее трех процентов от свободной части бюджета; государство обязуется бесплатно обучать не менее 170 молодых людей на каждые 200 тысяч населения; государство не имеет права снижать число обучающихся бесплатно в высших учебных заведениях. Была установлена отсрочка от армии для студентов. Но в связи с принятием закона №122* многие законодательные акты теряют силу.
   Докладчик остановился на вопросе о передаче из федеральной собственности в муниципальную образовательных учреждений: «…начиная с 2005 года все учреждения начального и среднего профессионального образования, а в дальнейшем и часть высших учебных заведений, будут переданы регионам. Это означает, что большая часть этих образовательных учреждений, в условиях того, что региональные бюджеты не справляются с финансированием школ, просто прекратят свое существование. Еще идея – чтобы государственным образовательным учреждениям дать другую правовую форму. Преобразовать их в автономные учреждения, либо в государственные муниципальные автономные некоммерческие организации». По мнению Ивана Ивановича Мельникова, следующим шагом может стать акционирование и приватизация этих учреждений.
   О Болонской конвенции и переходе на двухуровневую систему высшего образования: «…у нас сейчас, по закону «Об образовании», в системе высшего образования есть три градации: бакалавр, специалист, магистр. В соответствии с Болонской конвенцией предлагается перейти на двухуровневую: остаются бакалавр и магистр. Я думаю, что этот вопрос должен решаться самим вузом для каждой специальности отдельно – учить четыре года, пять или шесть лет».
   Выделение ряду ведущих вузов страны дополнительного государственного финансирования Иван Иванович назвал привлекательной идеей, если бы не передача остальных вузов в полное финансирование субъектам Федерации. Что «…приведет к развалу системы образования в целом».
   В заключение И.И. Мельников посетовал, что за последние семь-восемь лет ситуация в Комитете по образованию ГД РФ резко ухудшилась и не удается принимать решения, идущие на пользу образования, а не по указанию руководства фракций. Ответил на вопросы присутствующих студентов и сотрудников МИФИ.

С. Николаев.

*Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Текст закона можно найти по адресу http://www.socialcard.ru/scdp/page?als=1014733