ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


МИФИСТСКИЕ ПАРУСА ВНОВЬ НА БАЛТИКЕ

Ветераны-яхтсмены В.Д. Попов и В.М. Гнилов
на фоне крейсера "Аврора".

   Когда нашептывает старость:
   «Смирись, волненья позабудь»,
   Я поднимаю белый парус
   И отправляюсь в путь…
   Есть упоительная радость,
   Как прежде доказать себе,
   Ответив вызовом на слабость,
   Что ты готов к борьбе!

                         И. Катеринич.



   Вот уже третий год яхтсмены МИФИ принимают участие в спортивно-экологической экспедиции, организованной по инициативе студенческой профсоюзной организации МИЭМа. Спортивная – потому что всегда присутствует элемент спорта (состязание яхт, дальнее спортивное плавание). Экологическая – поскольку присутствуют два элемента, относящиеся к экологии. Во-первых, – очистка мест отдыха от мусора, а во вторых, – анализ проб воды в различных водоемах на содержание в ней нефтепродуктов с помощью прибора, разработанного в МИЭМе.
   В 2002 году принимали участие в такой экспедиции наши яхты «Русалка» и «Онега» (см. «Инженер-физик» №13-14, 2002 г.), а в прошлом году – «Фаворит» и «Онега» (см. «Инженер-физик» №20-22, 2003 г.). В этом году в экспедиции участвовала яхта «Русалка».
   Маршрут нашего плавания: Москва – Дубна – Углич – Череповец – Вознесенье – Петрокрепость – Санкт-Петербург – Кронштадт – Петрокрепость – Вознесенье – Петрозаводск. Длина пути по карте – более 2000 км. Поскольку сроки были сжатые, то плавание получилось весьма напряженным. На первом этапе на «Русалке» должны были идти два ветерана парусной секции – капитан В. Попов (кафедра 27) и боцман В. Гнилов (кафедра 41) и два новичка-студента. Но студенты не смогли отправиться в плавание. Поэтому до Череповца пришлось идти вдвоем. Там нам откомандировали матроса с яхты «Арбалет» — молодого преподавателя МИЭМа Дмитрия Кустова.
   В Санкт-Петербурге, в который мы попали, спускаясь по реке Нева из Ладожского озера, фотографировали друг друга на фоне Петропавловской крепости и Зимнего дворца. Заодно приглядели место стоянки между стрелкой Васильевского острова и Петропавловской крепостью — какой-то плавучий причал с баржой. К ним-то все четыре яхты и пришвартовались.
   Была уже полночь – все рабочие ушли и никто не помешал нашей стоянке напротив Зимнего дворца. Пора белых ночей еще не кончилась, по Неве сновали прогулочные катера, много людей гуляло по набережным. Настроение было отличным! Несмотря на усталость, спать не хотелось. Наш боцман достал свою мандолину и стал играть ретромелодии. На набережной собралось много зрителей, которые активно аплодировали нашему музыканту. Так пролетела ночь. Утром все яхты по Малой Неве направились в яхт-клуб «Лахта».
   ...Конечным пунктом нашего плавания стал Кронштадт. Там мы участвовали в очередной экологической акции – убирали мусор на «диком» пляже. Посетили форт Константин. Увидели форт Александр и Кроншолт – первый кронштадский форт, построенный при Петре I.
   Во время стоянки в «Лахте» произошла частичная смена экипажа – уехал в Москву матрос Дмитрий Кустов и прибыли ветераны дальних спортивных плаваний А. Шиканов (РУЦ), А. Ильинский (совместитель на кафедре 25) и С. Крючков (художник). Название «Русалка», нарисованное Крючковым на борту двадцать лет назад, яхта носит до сих пор.
   Обратный путь яхта «Русалка» проделала в одиночку, так как остальные яхты остались ждать приезда из Москвы тренера МИЭМа по парусному спорту А. Маслова – одного из организаторов экспедиции. Теперь яхта шла против течения. В узких местах его скорость достигает 10-11 км/ч, т.е. скорости яхты под мотором. И мы дважды попадали в ситуацию, когда относительно берега не перемещались. Приходилось уходить туда, где течение слабее, и, рискуя сесть на мель, преодолевать этот участок реки. Но все закончилось благополучно и мы пришли в Петрокрепость.
   После Ладожского озера, которое прошли под парусами при ветре порядка четырех баллов и волне до 1,5 метров, наш путь пролегал по реке Свирь. Для этой реки характерны малая заселенность по берегам и чистая вода. Якорный конец виден на глубине более трех метров.
   Река Свирь вытекает из Онежского озера. У ее истока стоит поселок Вознесенье. Его двухэтажные деревянные дома образуют улицы, во дворах гуляли козы и кипела работа по заготовке дров. Водопровода нет, несмотря на все предвыборные обещания, и жители черпают питьевую воду из Онежского озера.
   Вот и последняя стоянка перед Петрозаводском. Решили спрятаться от ветра и волн за островом Брусно. Привели яхту в порядок – ведь назавтра надо сдать ее новому экипажу, который будет участвовать в регате «Кубок Онежского озера — 2004», имеющей статус чемпионата России. Организовали прощальный ужин, затянувшийся далеко за полночь. Вспоминали былые плавания на яхтах. А. Шиканов и А. Ильинский ходили на яхте «Надежда» по Белому, Баренцову и Балтийскому морям, были на Соловках и других островах, в Мурманске, Северодвинске… В. Попов ходил на яхте «Арго» по Белому и Баренцеву морям, побывал на Соловках, в Североморске и на полуострове Рыбачий… В. Гнилов на «Русалке» «облазил» северную часть Онежского озера, побывал на островах Сал и Кижи, в Уницкой губе и Ялгубе… С. Крючков в начале этого лета преодолевал на лодке «Прогресс» ледяные поля и торосы в устье реки Обь. В общем, было что вспомнить!
   Последний этап плавания. Штиль и безоблачное небо! Пришлось пойти под мотором. Вот и яхт-клуб города Петрозаводска. Там уже стоят наши яхты «Фаворит» и «Онега». Они готовятся к соревнованиям. Мы причалили рядом с «Фаворитом», сдали яхту новому экипажу и пожелали успехов в гонках. Затем побродили по Петрозаводску и… прощай, Онежское озеро-море!

В. Попов,
профессор кафедры микроэлектроники,
яхтенный капитан.