ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


 Слово – одному из основателей МИФИ

Академик И.И. Новиков: «СТРАНЕ НУЖНА БЫЛА АТОМНАЯ БОМБА. ПОЭТОМУ ПОЯВИЛСЯ МИФИ»


    Иван Иванович Новиков – академик РАН, крупный ученый в области теплофизики, дважды лауреат Государственной премии СССР. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями.

    Научные интересы относятся к теплофизике, термодинамике, гидродинамике, энергетике. И.И. Новикову принадлежит ряд новых – на уровне открытия – оригинальных научных результатов.

    И.И. Новиковым был выполнены исследования по тематике атомного проекта СССР. За эти работы ему была присуждена Государственная премия (1953 г.).

Он организовал первый в стране Институт теплофизики (в составе Сибирского отделения Академии наук) и был его первым директором (1958–1964 гг.). Им же были образованы кафедры теплофизики в Московском энергетическом и Московском инженерно-физическом институтах, а также в Новосибирском университете.

    И.И. Новиков является одним из создателей Московского инженерно-физического института. С 1956 по 1958 гг. был его директором (в те годы так называлась должность руководителя МИФИ). Он добивался постановления правительства о строительстве новых корпусов МИФИ, выбирал площадку и закладывал в проект план возведения вузовского городка. Потом, когда уехал создавать Сибирское отделение РАН, дело его успешно продолжил молодой талантливый руководитель – В.Г. Кириллов-Угрюмов, должность которого уже называлась: ректор МИФИ. Он строил весь комплекс с инфраструктурой.

…Сегодня, в свои 94 года, Иван Иванович Новиков активно участвует в заседаниях Академии наук.

Из интервью И.И.Новикова, опубликованном в газете «Инженер-физик».

...Возникновение института свя­зано с необходимостью создания атомной бомбы. Звучит воинствен­но. Но был период в истории на­шей страны, когда создание атом­ной бомбы стало первостепенной задачей: из-за угрозы атомного на­падения.

Основные работы по  атомному проекту начались в 1943–1945 го­дах, а затем встал вопрос о подго­товке специалистов для новой про­мышленности. В очень короткие сроки необходимо было перенес­ти разработки из научных лабора­торий в производство, строить про­мышленные комбинаты. Задача стояла фантастическая: в короткие сроки открыть и добыть урановую руду, сразу же строить реактор для получения плутония и установку для обогащения естественного урана, создавать заводы по производ­ству комплектующих деталей атом­ной бомбы, возводить цеха для сборки бомб. Все это делалось очень спешно, так как угроза атомного шантажа со стороны амери­канцев была очень велика.

Стратегическая задача формули­ровалась так: от исследовательских работ сразу переходить на промыш­ленные объекты. Очень остро сто­ял вопрос кадров. В те годы науч­ных работников было мало. Отзы­вали физиков с фронта, перево­дили из других отраслей. Необходимо было обеспечить людскими ресурсами атомное производство.

… Встала задача подготовки специ­алистов для атомной промышлен­ности. Первое решение — органи­зовать спецфакультеты в вузах: отобрать лучших студентов со стар­ших курсов и быстро осуществить выпуск. Такой спецфак создали в МЭИ, и в 1948 году основной его состав был переведен в Московс­кий механический институт боеп­рипасов (так раньше назывался МИФИ).

Затем наш институт был переименован в Московский инженерно-физический.

История МИФИ очень тесно пе­реплетена с историей создания атом­ного проекта. Ведущие ученые про­екта стали преподавать в институ­те. И относились к этому очень ответственно, ведь готовили кадры и для себя: для той промышленности, которой будут руководить. Началось насыщение наукой курсов. Последние достижения мировой науки, результаты, полученные в наших научных лабораториях, немедленно доводились на занятиях до студентов. Поэтому курсы, которые читались в МИФИ, превосходили по свое­му научному содержанию все, что даже читалось на физфаке МГУ. Это, а также то, что в нашем ин­ституте стали готовить не просто инженеров, а инженеров-физиков, выделило его в особый вуз.

Очень много внимания уде­лялось составлению учебных пла­нов. Когда я был директором института — в 1956–1958 годы, — вве­ли день самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В этот день студенты освобождались от лекций и семинаров, но рабо­тали в лабораториях. Такое в прак­тике вузов было впервые. Затем мы пришли к выводу, что дипломные проекты надо готовить не столько на кафедрах, сколько в основных научных центрах. В таком случае они становились пусть небольшой, но составной частью реальных проектов в этих центрах. К тому же для студента научный руково­дитель высокого ранга — лучшая путевка в жизнь. Такая практика была прогрессив­ной для своего времени.

Принимались меры по оснаще­нию лабораторий современным оборудованием. В итоге выпускники МИФИ ста­ли основным научным костяком таких ведущих научных институтов, как Курчатовский, Обнинский и др.

Среди них масса лауреатов Ленин­ских и Государственных премий, большое количество докторов наук, членов-корреспондентов, академиков, директоров институ­тов и предприятий. Наших ученых знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Московский инженерно-физичес­кий институт создавался как инсти­тут нового типа. Он возник вместе с атомной эрой, с ней рос и превра­тился в большой прославленный вуз, который и в будущем, я думаю, ос­танется одним из лучших в стране…