ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


«КАЧЕСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
– ЗАЛОГ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

– этой теме был посвящен семинар, который прошел в МИФИ. Организован он был Рособрнадзором и нашим университетом.

   Семинар прошел в рамках выполняемого проекта Федеральной целевой программы развития образования. В нем приняли участие более 100 человек из всех семи федеральных округов России.
   Открыл семинар ректор МИФИ М.Н. Стриханов.
Он приветствовал ректоров, профессоров и преподавателей из 40 различных вузов России. Михаил Николаевич отметил важность участия в семинаре заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Тамары Леонидовны Живулиной, начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора Виктора Ивановича Круглова, а также заместителя директора Департамента управления персоналом Росатома Ирины Владимировны Ефимковой.
   Ректор напомнил о том, что внесены предложения по изменению законодательства, предусматривающие различные формы поддержки федеральных и национальных университетов.
   Уже созданы два федеральных университета – Южный и Сибирский. Летом вышел указ президента о создании Дальневосточного федерального университета. Планируется создание еще нескольких федеральных университетов там, где имеются геополитические интересы Российской Федерации.
   Существует вторая категория – национальные университеты. 7 октября вышел указ президента о реализации пилотного проекта по созданию двух национальных исследовательских университетов: МИФИ – национальный исследовательский ядерный и МИСиС – национальный исследовательский технологический. Также известно, что в скором времени будет проведен конкурс на присвоение статуса национального исследовательского университета 10-15 вузам. Несмотря на мировой финансовый кризис, соответствующие средства будут выделены. В МИФИ подготовили программу развития в формате Федеральной целевой программы. Национальный исследовательский ядерный университет на начальном этапе будет включать в себя шесть самостоятельных вузов и 13 колледжей. В дальнейшем предусмотрено присоединение других участников. Основная задача – обеспечить кадровое воспроизводство в атомной и других высокотехнологичных отраслях, таких как наноиндустрия, области оборонно-промышленного комплекса и т.д. К вузам, претендующим на статус национального исследовательского университета, службой надзора образования и науки будут предъявлены повышенные критерии по аккредитации и лицензированию.
   
   Из приветственного слова Тамары Леонидовны Живулиной, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
   Создание национального исследовательского ядерного университета – первый шаг на пути формирования новых высших учебных заведений, которые должны будут сочетать в себе, помимо того, что уже есть в привычном формате вузов, и наличие федерального уровня, и отраслевую направленность, и наличие высоких наукоемких образовательных программ. Для того, чтобы функционирование федеральных и национальных исследовательских университетов было продуктивным, необходима соответствующая нормативно-правовая база, которая предполагает создание особых лицензионных требований и особых критериев и показателей при государственной аккредитации. В настоящее время разработан новый проект положения о лицензировании образовательных учреждений. В ближайшее время такой нормативно-правовой акт – постановление Правительства Российской Федерации – будет принят.
   ...Сегодня на семинаре речь пойдет о тех критериях, которые должны быть выработаны нашей службой совместно с профессиональным сообществом. От Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки я хочу всех поприветствовать и пожелать успешной работы в сегодняшнем семинаре.
   
   Из приветственного слова Георгия Эдгаровича Афанасьева, директора некоммерческого партнерства «Экспертный клуб промышленности и энергетики».
   Одним из критериев оценки любого вуза, а национального исследовательского университета тем более, является связь в нем образовательных стандартов с профессиональными. Есть проект постановления «О квалификационных (профессиональных) стандартах». Он подготовлен на подпись премьер-министру и находится в стадии согласования между ведомствами. С момента его принятия будет хорошо отрегулировано государственное участие в разработке, применении и ответственности за профессиональные стандарты. Они впервые найдут свое воплощение в нормативной базе и из пожелания могут стать регулятивным действием. Образовательные учреждения тоже должны посмотреть этот проект и внести свои коррективы.
   
   Из доклада Виктора Ивановича Круглова, начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора, «Влияние методики оценки соответствия образовательных программ на формирование системы качества вуза».
   Виктор Иванович рассказал об оптимизации сети образовательных учреждений в России, критерием которой является доступное качественное образование. Те вузы, которые будут демонстрировать такое качество образования, в этой сети и останутся. Остальные или присоединятся, или уйдут с этого поля деятельности. Тому должны способствовать и профессиональное сообщество, и научно-педагогическая общественность, и просто общественность.
   Свою презентацию В.И. Круглов начал с обзора по аккредитационным показателям, которые существуют в других странах. Экспертные оценки Аккредитационной комиссии по высшим колледжам и университетам Западной ассоциации США. «Практически все их аккредитационные показатели примерно соответствуют нашим». Численные критерии аккредитации в Германии, Эстонии, Нидерландах, Франции и Италии.
   «У нас же создана наиболее совершенная система государственной аккредитации, которая предусматривает и экспертную оценку деятельности образовательных учреждений, и численное оценивание по критериям каждого аккредитационного показателя».
   Основной задачей государственной аккредитации В.И. Круглов назвал подготовку высококвалифицированного работника: конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
   «Мы должны создать конкурентоспособные на международном уровне образовательные программы».
   
   Из доклада Ирины Владимировны Ефимковой, заместителя директора Департамента управления персоналом Росатома, «Проблема подготовки инженерных кадров для ОАО «Росатом» в условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования».
   «Работодателю повезло со своим головным вузом – МИФИ. Мы понимаем, что нам не жить друг без друга».
Какие сегодня проблемы у работодателя? Несинхронизированность действий федеральных ведомств в части продвижения вперед по гармонизации образовательных и профессиональных стандартов. Поэтому срочно должны быть введены профессиональные стандарты, поскольку в 2009 году уже должен быть осуществлен переход на двухуровневую систему образования.
   На сегодняшний день остро стоит проблема кадрового восполнения. И это проблема не только государственных корпораций, но и всех высокотехнологичных, наукоемких областей, в которых нужны специалисты, которые продвинули и сделали бы конкурентоспособной Россию на мировом рынке. А это можно сделать только через научное сообщество, через продвижение наших инженерно-технических технологий, через образование.
   Что радует? То, что вуз, которым гордится Россия, – все-таки пять нобелевских лауреатов – первым стал экспериментальной площадкой именно как научный и как исследовательский ядерный университет – дорогого стоит! Необходимо показать возможность интеграции науки и образования, продвижение вперед наших образовательных технологий. Возможность существования такого рейтинга, что международное сообщество будет заказывать специалистов исключительно в нашем университете. Это возможно только при всесторонней поддержке государственной корпорации. Основная задача работодателей – финансовое обеспечение того, что сегодня недофинансирует государство. Даже в условиях международного кризиса необходимо решать задачи, которые поставлены перед университетом президентом и правительством. «Кто хочет работать – ищет средство. Кто не хочет – ищет причину. В МИФИ всегда хотели работать. И даже в самые тяжелые времена находили средство это делать. А госкорпорация, на сегодняшний день, старается поддержать финансово. Поддержать, как работодатель».
   
   Из доклада Георгия Эдгаровича Афанасьева, директора некоммерческого партнерства «Экспертный клуб промышленности и энергетики», «Разработка профессиональных стандартов для наукоемких отраслей промышленности».
   «Экспертный клуб промышленности и энергетики» – организация, учрежденная производителями, заказчиками выпускников МИФИ. Учредители – Технопромэкспорт, Атомэнергомаш и много других предприятий. Основная работа – согласование отраслевых стратегий с корпоративными, долгосрочное прогнозирование и формирование кадрового резерва.

   Георгий Эдгарович рассказал о работе «Экспертного клуба» по созданию современной инфраструктуры воспроизводства профессий в рамках программы «Создание новой инфраструктуры обеспечения квалифицированными кадрами российской промышленности и энергетики».
   Это описание изменений в профессиональной деятельности, нормативное закрепление изменений в профессиональных стандартах, разработка обучающих программ для освоения новых элементов профессиональной деятельности, обучение, подготовка, переподготовка и периодическая профессиональная сертификация, подтверждающая профессиональную компетентность специалиста или руководителя.
   
   Александр Васильевич Берестов, доцент МИФИ, выступил с докладом «Методика оценки соответствия образовательных программ бакалавриата и магистратуры в вузах технического профиля комплексу показателей лицензирования для новой уровневой системы высшего профессионального образования». В нем он рассказал об обеспечении качества образования, критериях лицензирования. Было сказано о необходимости формирования инженерного мышления, определены профессиональные компетенции в научно-исследовательской, проектной и производственно-технологической областях.
   
   Из доклада Владимира Григорьевича Наводнова, директора Национального аккредитационного агентства в сфере образования, «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования».
   В 2008 году в федеральном интернет-экзамене приняло участие 567 вузов России. Основные тенденции: улучшение качества; движение к большей открытости и прозрачности; увеличение сервиса для студентов (персональные странички с анализом результатов, тест-тренажеры, методические пособия…); увеличение сервиса для преподавателей (подробный педагогический анализ результатов, методические пособия…); расширение возможностей программного обеспечения (возможность вузам создавать собственные банки заданий, использование для текущего контроля и т.п.).
   
   В докладе директора Департамента управления качеством ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» Владимира Викторовича Козлова «Проблема подготовки персонала в области управления, контроля качества и оценки соответствия оборудования объектов использования атомной энергии» прозвучали предложения по преобразованию системы подготовки:
   · Создать центр компетенций по подготовке работников в области использования атомной энергии (НОЦ – научный образовательный центр).
   · Определить и утвердить стандартизированные требования к подготовке работников.
   · Разработать и утвердить квалификационные требования.
   · Стандартизировать требования к подготовке (квалификации) работников в области использования атомной энергии.
   · Проводить поэтапную подготовку кадров для атомной промышленности, начиная с вузов.
   · Создать единую базу данных, с помощью которой вести централизованный учет по подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников.
   · Осуществлять контроль за исполнением утвержденных требований к подготовке работников в области использования атомной энергии.
   
   Заключительный доклад – «Общественно-профессиональная программная аккредитация – важнейший фактор повышения качества образования и обеспечения адекватной связи выпускников вузов и потребности рынка труда» – Николая Павловича Калашникова, первого вице-президента национального координационного Совета по независимой общественной профессиональной аккредитации.
   Основные направления доклада:
   · Общественно-профессиональная аккредитация – важнейший фактор повышения качества высшего профессионального образования и обеспечения адекватной связи выпускников вузов и потребности рынка труда.
   · Основные цели и задачи независимой общественно-профессиональной аккредитации (НОПА) в сфере высшего профессионального образования в России.
   · Сфера и предмет деятельности НОПА.
   · Особенности и отличия независимой общественно-профессиональной аккредитации от государственной аккредитации.
   · О взаимодействии и координации деятельности НОПА с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
   
   (Материалы-презентации, разрешенные выступающими для публичного доступа, можно найти на сайте МИФИ по адресу: http://www.mephi.ru/win/news/news1.asp?new_id=790&Show=0

С. Николаев.