Была великолепная четверка молодых дерзких поэтов в первой четверти 19-го века: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский, Полежаев, всех звали Александрами и всем, если верить именной геральдике, предназначалась судьба победителей.
…Александр Сергеевич Грибоедов, на четыре года старше Пушкина, был в высшей степени образованным и гармонично развитым человеком. Музыкант, композитор, поэт, драматург, он еще и дипломат, перед которым открывалась блестящая карьера. Основная его служба проходила в Грузии, народ которой он уважал и горячо любил. До тонкостей знал элиту, в совершенстве владел грузинским и персидским языками (не говоря о европейских). Грибоедов чувствовал нужды и помыслы простых людей, и оставался истинно русским человеком, не порывавшим связи с Отечеством. В Тбилиси он написал удивительно русскую пьесу — знаменитое «Горе от ума», сразу поставившую его в самый центр российской словесности.
Он вел переписку со многими литераторами, был знаком с членами тайных обществ, не одобряя, однако, их крайних политических взглядов. После выступления декабристов на Сенатской площади, которое было жестоко подавлено, Грибоедова арестовали, он несколько месяцев провел в заключении под следствием. Царь «простил» его: дипломатический талант поэта был затребован на южных границах, где шла война. Но чиновники от литературы лучше знали «что желает власть» — разрешения на постановку «Горя» автор так и не получил (комедия дошла до сцены только через 30 лет после его гибели).
Грибоедов стал советником генерала Ермолова, главнокомандующего Кавказским корпусом, а несколько лет спустя — министром-посланником в Иране. Он участвовал в заключении Туркманчайского договора с Персией, ставшего его стараниями очень выгодным для России, и был послан в Тегеран. Россия получала не только новые земли в Закавказье, но и приличную денежную контрибуцию. Грибоедов, прекрасно зная положение, умолял царя не требовать сразу крупный денежный взнос — но Николай I настоял на буквальном выполнении договора. Результат — унижен шах, не простивший обиды, раздут «народный бунт» тегеранской черни, уничтожено русское посольство, зверски (как это до сих пор умеют делать фанатики) убит гениальный человек — великий поэт и дипломат, который мог бы не допустить нашего позора в Крымскую войну.
Его молодая жена, красавица, княжна Нина Чавчавадзе, безумно любившая своего Александра, осталась 16-летней вдовой и до конца дней хранила верность мужу.
НИНО
Участь наша скрыта и неведома
Где за грани жизни перелет?
Ангел на могиле Грибоедова
слез чугунных век не перельет.
Девочка застыла скорбной грацией,
трауром сменивши кружева.
Не успела с детством наиграться,
а любовь свою пережила.
Обернулась жизнь недоброй сказкою,
оборвалась птицей на лету.
И последней жертвенной лаской
пали косы к милому лицу.
Вот опять весенние проталины,
птицы застучатся на постой.
Манит мир сияющими далями,
а встречает черной пустотой.
Сколько раз воспоминанья вышили
свой узор на прожитых витках.
Не согреет плечики застывшие
памяти изношенная ткань.
Не излечат душу сострадания.
Маскарадный Шут и Домино,
несмотря на все свои старания,
не зажгут улыбки у Нино.
Б. Лучков,
профессор кафедры 7.