ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РЕАКТОРОВ НА БЫСТРЫХ НЕЙТРОНАХ

   …Начало научной деятельности Александра Ильича Лейпунского связано со школой А. Ф. Иоффе в Ленинградском физико-техническом институте, где он работал после окончания Политехнического института.
   …После открытия Чэдвика им были поставлены первые в нашей стране эксперименты по нейтронной физике. В 1934-1935 гг. А. И. Лейпунский был командирован в Англию в лабораторию Э. Резерфорда, где он выполнил первые опыты по обнаружению нейтрино.
   В 1942 г. он – директор Института физики АН УССР, а в последующие годы привлечен И. В. Курчатовым к работе по урановой проблеме. Он был организатором инженерно-физического факультета Московского механического института, выросшего затем в Московский инженерно-физический институт, сыгравший большую роль в подготовке специалистов для новой отрасли. Но главным его делом стала организация Физико-энергетического института (ФЭИ) в Обнинске (тогда – лаборатории «В»), ставшего под его научным руководством одним из главных ядерных научных центров страны. Здесь Александр Ильич собрал вокруг себя молодежь и развернул работы по физическим и техническим проблемам ядерной энергетики.
   …Главным делом А. И. Лейпунского стали реакторы–размножители на быстрых нейтронах, обеспечивающие практически неограниченное со стороны топливных ресурсов развитие ядерной энергетики. К 1950 г. не только идеи, но и физические и технические проблемы быстрых реакторов были сформулированы А.И. Лейпунским во всей полноте. Его предложения неоднократно обсуждались и получили поддержку И. В. Курчатова и других руководителей советской ядерной программы. Ему было поручено научное руководство разработкой сначала опытных реакторов (БР-5, впоследствии и БОР-60), а затем и реакторов промышленного масштаба (БН-350, БН-600). Технические решения, выбранные им для первого поколения быстрых реакторов, — охлаждение жидким Na, керамическое топливо – были впервые опробованы на БР-5, пущенном в 1959 г., и затем приняты во всем мире. В международном сообществе «быстровиков» Александр Ильич был признанным научным лидером. Физический пуск БН-350, первого в мировой практике быстрого реактора промышленного масштаба, состоялся в ноябре 1972 г., но уже без Александра Ильича. Он внезапно скончался 14 августа, в разгар подготовки к запуску.
   В памяти многих людей, знавших Александра Ильича и работавших с ним, он остался человеком большого ума, таланта и мужества, высоких человеческих и гражданских качеств, полной самоотдачи избранному им делу.
   Прошедшие с тех пор годы характеризовались крупными сдвигами в мировой энергетике, успехами в энергосберегающих технологиях, снижением темпа роста энергетического производства. Крупные аварии на АЭС породили сомнения в уровне их безопасности. Все это привело к замедлению роста ядерной энергетики и темпов расходования урана, что позволяет на два-три десятилетия сдвинуть сроки массового внедрения быстрых бридеров. На первое место выдвинулась задача повышения безопасности реакторов.
   Как показывают исследования, выполненные и у нас, и в других странах, быстрые реакторы с жидкометаллическим охлаждением обладают большими резервами не только для решения проблемы топливных ресурсов, но и для радикального повышения безопасности без удорожания ядерной энергии за счет присущих им свойств бридинга, саморегулирования и расхолаживания при естественной циркуляции теплоносителя, его низкого давления и больших температурных запасов докипения при высокой эффективности термодинамического цикла.
   Образующийся резерв времени должен быть использован для создания новых поколений экономических и безопасных быстрых реакторов для крупной ядерной энергетики будущего на основе и при творческом развитии богатейшего наследия, оставленного нам Александром Ильичем Лейпунским.

А.П. Александров, Б.Ф. Громов,
В.А. Кириллин, В.В. Орлов,
Е.П. Славский, В.П. Субботин,
Г.Н. Флеров, Ю.Б. Харитон.
(Из статьи, опубликованной в 1989 году
в журнале «Известия Академии наук СССР. Энергетика и транспорт»,
приуроченной к 85-летию со дня рождения А.И. Лейпунского.)