|
![]() Издается |
ЛИЦЕЙ И КАФЕДРЫ![]() · СЛОВО УЧИТЕЛЮ![]() Весной 2008 года на одной из встреч профессора НИЯУ «МИФИ» Валерия Александровича Курнаева с учащимися лицея мы обратились к нему с просьбой помочь в решении вопроса привлечения лицеистов в научную деятельность. Хотелось сделать проектную и исследовательскую работу ребят интересной для них, по возможности привлечь к ней действующих ученых, сотрудников кафедр института. Валерий Александрович тут же предложил: надо вернуться к прохождению учебной практики учащихся десятых классов на кафедрах университета. Такой опыт уже был практически со дня основания лицея. Но вот уже более 15 лет практику ребята проходили в стенах лицея. Вопрос был решен оперативно, за что мы очень благодарны Валерию Александровичу и доценту кафедры 21, заместителю начальника учебного управления Игорю Владимировичу Цветкову. В мае 2008 года приказом ректора утверждено «Положение о летней производственной практике в МИФИ школьников лицеев МИФИ и подшефных школ», в котором четко были обозначены цели: · познакомить школьников со специальностями, по которым готовят в МИФИ, с направлениями проводимых исследований, · дать первоначальный опыт работы в исследовательском коллективе.
Уже в июне 2008 года кафедры МИФИ приняли на практику более 40 ребят из нашего лицея. Завершилась она подведением итогов на семинарах кафедр. Лицеисты, успешно защитившие отчет о выполнении практики, получили сертификат МИФИ. Это был первый опыт. Учитывая мнение ребят, откорректировали Положение об учебной практике. А в июне 2009 года на кафедры МИФИ пришли уже более 80 учащихся. Руководители практики предложили им на выбор тематику и ребята работали так, что многие при анкетировании, которое мы проводим по итогам практики, написали: «Теперь я знаю, куда пойду поступать. Понял, что мне близок больше эксперимент, я не теоретик». Или - наоборот... И большинство ребят отметили, что недели мало для такого серьезного дела, что хотелось бы продолжить работу на кафедре в учебном году. Учебная практика позволила привлечь научно-педагогический потенциал МИФИ к руководству исследовательской работой учащихся старших классов. Отрадно, что лицеисты в продолжение темы практики берут УИР для работы в 11 классе: кто-то под руководством учителей лицея, кто-то - на кафедрах. На Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор-2010» команда лицея представила: 18 работ по физике, в том числе - 13 подготовлены на кафедре 23 (научные руководители С.О. Елютин, Ф.В. Григорьев, Б.И. Громов, Н.А. Королев, А.С. Ольчак, В.А. Окороков, А.А. Богданов, В.Р. Никитенко, Е.В. Морева), одна - на кафедре 21 (научный руководитель А.А. Гордеев), одна - на кафедре 3 (научный руководитель В.Я. Стенин), одна - в НОЦ НЕВОД (научный руководитель С.С. Хохлов); три работы - по информатике (научный руководитель Ю.В. Калмыков, кафедра 17), две - по математике. Работы ребят получили высокую оценку жюри. Особенно отличились наши физики: одно первое место, три вторых и одно третье. И впервые за все годы проведения в МИФИ конкурса «Юниор» в сборную команду России, которая будет участвовать в Международном смотре научного и инженерного творчества школьников в США, вошел учащийся нашего лицея, занявший первое место по физике - Сергей Шпак. Безусловно, этот успех - результат совместной работы лицея и кафедр МИФИ. Уже сейчас, узнав от «старших» о практике, десятиклассники приходят к нам с просьбой направить их летом на кафедры. Пока еще не знают, на какую именно, но глаза горят, есть желание скорее попробовать работать, а это уже много значит.
Л. Вершинина, |