ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


«Ради этого стоит жить!»
Полвека больших дел

Глядя  на обаятельную, полную энергии женщину, сверкающую юмором и остроумием, невозможно поверить в ее почтенный возраст. Начнешь с ней разговор, и через несколько минут попадаешь под ее обаяние и невольно завидуешь студентам, которым повезло у нее учиться.

…С вузом связано уже более полувека ее деятельности, и какой деятельности!

 

Окончив в 1954 году физфак МГУ, она была оставлена в аспирантуре, защитила диссертацию. Тема диссертации сама по себе необычна для женщины – направленные взрывы. Работа велась в институте боеприпасов, и ей впервые удалось формировать нужный фронт взрыва. Работать надо было с импульсными детонаторами, которые разрабатывались в Артиллерийской академии имени Дзержинского. Когда она туда попала, полковник показал ей обрубки пальцев и спросил: – Тебе это нужно? Она тогда честно ответила: – Не нужно.

Может, потому так быстро и защитила диссертацию. Были разные предложения о будущей работе, в том числе и от Артиллерийской академии, но к тому времени  была уже семья, маленькая годовалая дочка, и нужна квартира, которую в Москве получить было невозможно. А в Обнинске в то время уже работали четыре выпускника ее кафедры, они-то и познакомили ее с Владимиром Николаевичем Глазановым, который в то время возглавлял вечернее отделение № 5 МИФИ. Глазанов пригласил молодого ученого для научной работы.  В 1960 году она пришла тогда еще в вечернее отделение  МИФИ. В то время Глазанова увлекала идея создания ионных и плазменных движителей для космических аппаратов и он привлек к работе над ней Галину Здоровцеву.

Через некоторое время на базе вечернего отделения был открыт филиал МИФИ с дневным обучением, где требовались преподаватели. «Я не стремилась к преподавательской работе, мне она казалась скучной, – рассказывает Галина Георгиевна. – Но оказалось, что это не просто работа физика, а живая работа с людьми, и это увлекло меня».  Спустя два года Здоровцевой предложили стать заведующей кафедрой общей физики. Опыта руководства кафедрой не было, и она, не стесняясь, поехала в МИФИ к И.В. Савельеву, попросила научить ее.  Девять  лет она руководила, учила студентов, занималась наукой, писала статьи, начала обдумывать тему докторской диссертации. Но случился новый поворот в ее жизни.

Директором филиала был тогда уже Глеб Аркадьевич Середа, с которым у нее возникли некоторые противоречия. Середа решил специализировать институт на кибернетике, а физическую составляющую сократить. И вдруг после резкого выступления Галины Здоровцевой на выпускном вечере, где она сказала, что мы все дальше уходим от своей мечты – создать полноценный физический вуз, Середа неожиданно предложил ей стать его заместителем.

… «И вот на этой должности – заместителя по научной и учебной работе – я трудилась почти 13 лет, вплоть до создания самостоятельного института ИАТЭ. Конечно, административная работа очень отвлекала от науки. Наука всегда требует полной отдачи, а я такой человек, что если занялась каким-то делом, то должна работать на всю катушку. Использовать свое служебное положение, чтобы заставить кого-то продолжить докторскую, я не могла (заметим, что такая практика была обычной в то время). Это не для меня. Даже честную работу преподавателя, а я неравнодушно отношусь к студентам, трудно совмещать с научной работой. Но привлекать студентов к научной работе надо. В свое время, когда студенты приходили более подготовленными, я ввела правило, что, если преподаватель хочет иметь договорную работу (а это тогда жестко лимитировалось), он должен привлекать к ней студентов.

Административная  работа оказалась очень интересной, но изматывающей. Помогла университетская закалка, когда я была секретарем курса. В 1976 году вышло постановление правительства о создании ИАТЭ, а это означало, прежде всего, борьбу за контингент студентов. Приходилось ездить по станциям, знакомиться с руководством, знакомить  с планами  и учебными программами. Нас очень поддерживал МИФИ.

…Цель тогда была – создать лучший в мире институт, а такая задача вдохновляет. Девять лет ушло на эту работу, и 1985 году открылся наш институт.

Ректором стал Юрий Алексеевич Казанский – человек очень яркий, умный, словом, достойная кандидатура. Мне предлагали стать деканом, зав.кафедрой, но я сказала, что все это у меня уже было, и я хочу просто учить ребят, остаться доцентом на кафедре. Но просто так отойти от административных дел мне не дали, включили в Ученый совет. Стала я Ученым секретарем института и 10 лет занималась этой работой. 

Годы работы в ИАТЭ, а теперь и НИЯУ МИФИ – это годы интереснейшей работы со студентами, которая непрерывно требует все новых методических и психологических подходов, поскольку ребята приходят очень разные, а на выходе они все должны соответствовать традиционно высокой планке выпускников МИФИ».

 

это наука о мире

– Галина Георгиевна, что Вы считаете самым важным в работе преподавателя?

– Самое главное, чтобы студентам было интересно учиться, чтобы им хотелось учиться. Важно воспитать в них способность работать самостоятельно. В какой-то мере мне это удается, судя по тому, что, когда я встречаюсь с бывшими студентами, они благодарят меня, прежде всего за то, что я научила их работать.

…Пытаюсь бороться с тестированием, которое сегодня начинается со школы, это все рассчитано только на запоминание, а нужно понимание предмета. Физика – это наука о мире, в котором мы живем, и не так уж много фундаментальных законов в ней, из которых вытекают все прикладные знания.

– Сегодня постоянно приходится слышать, что студент не тот пошел.

– Плохих студентов не бывает, есть неправильно  воспитанные в школе. Но, когда находишь к ним подход и они начинают понимать предмет, – то им становится интересно. Конечно, система натаскивания на сдачу ЕГЭ не учит мыслить, отсюда нет любви к предмету, нет понимания предмета. Приходится студентов доучивать и переучивать.

…Если человек понимает, что именно он не понимает, и задает вопросы – это значит, что он уже освоил первую ступень понимания.

– При Вас проходили все этапы развития Института атомной энергетики: было вечернее отделение МИФИ, филиал, самостоятельный вуз, теперь снова филиал МИФИ.

– Я очень рада, что дожила еще в рабочем состоянии до объединения с МИФИ. МИФИ – это высший уровень организации учебной и научной работы. Мы всегда старались все лучшее брать от МИФИ.

…Сейчас у нас новое руководство, которое, не стесняясь, показывает, что есть у нас, какие недостатки,  перенимает многое в МИФИ. Для нашего института это переход на более высокий уровень, и мне это очень приятно.

(По материалам газеты «Час пик»).