|
![]() Издается
|
«Ради этого стоит жить!» Глядя на обаятельную, полную энергии женщину,
сверкающую юмором и остроумием, невозможно поверить в ее почтенный возраст. Начнешь
с ней разговор, и через несколько минут попадаешь под ее обаяние и невольно завидуешь
студентам, которым повезло у нее учиться. …С вузом связано уже более полувека ее деятельности,
и какой деятельности!
Окончив
в 1954 году физфак МГУ, она была оставлена в аспирантуре, защитила диссертацию.
Тема диссертации сама по себе необычна для женщины – направленные взрывы. Работа
велась в институте боеприпасов, и ей впервые удалось формировать нужный фронт взрыва.
Работать надо было с импульсными детонаторами, которые разрабатывались в Артиллерийской
академии имени Дзержинского. Когда она туда попала, полковник показал ей обрубки
пальцев и спросил: – Тебе это нужно? Она тогда честно ответила: – Не нужно. Может,
потому так быстро и защитила диссертацию. Были разные предложения о будущей работе,
в том числе и от Артиллерийской академии, но к тому времени была уже семья, маленькая годовалая дочка,
и нужна квартира, которую в Москве получить было невозможно. А в Обнинске в то время
уже работали четыре выпускника ее кафедры, они-то и познакомили ее с Владимиром
Николаевичем Глазановым, который в то время возглавлял вечернее отделение № 5 МИФИ.
Глазанов пригласил молодого ученого для научной работы. В 1960 году она пришла тогда еще в вечернее
отделение МИФИ. В то время Глазанова
увлекала идея создания ионных и плазменных движителей для космических аппаратов
и он привлек к работе над ней Галину Здоровцеву. Через
некоторое время на базе вечернего отделения был открыт филиал МИФИ с дневным обучением,
где требовались преподаватели. «Я не стремилась к преподавательской работе, мне
она казалась скучной, – рассказывает Галина Георгиевна. – Но оказалось, что это
не просто работа физика, а живая работа с людьми, и это увлекло меня». Спустя два года Здоровцевой предложили
стать заведующей кафедрой общей физики. Опыта руководства кафедрой не было, и она,
не стесняясь, поехала в МИФИ к И.В. Савельеву, попросила научить ее. Девять
лет она руководила, учила студентов, занималась наукой, писала статьи, начала
обдумывать тему докторской диссертации. Но случился новый поворот в ее жизни. Директором
филиала был тогда уже Глеб Аркадьевич Середа, с которым у нее возникли некоторые
противоречия. Середа решил специализировать институт на кибернетике, а физическую
составляющую сократить. И вдруг после резкого выступления Галины Здоровцевой на
выпускном вечере, где она сказала, что мы все дальше уходим от своей мечты – создать
полноценный физический вуз, Середа неожиданно предложил ей стать его заместителем. …
«И вот на этой должности – заместителя по научной и учебной работе – я трудилась почти 13 лет, вплоть до создания
самостоятельного института ИАТЭ. Конечно, административная работа очень отвлекала
от науки. Наука всегда требует полной отдачи, а я такой человек, что если занялась
каким-то делом, то должна работать на всю катушку. Использовать свое служебное положение,
чтобы заставить кого-то продолжить докторскую, я не могла (заметим, что такая практика
была обычной в то время). Это не для меня. Даже честную работу преподавателя, а
я неравнодушно отношусь к студентам, трудно совмещать с научной работой. Но привлекать
студентов к научной работе надо. В свое время, когда студенты приходили более подготовленными,
я ввела правило, что, если преподаватель хочет иметь договорную работу (а это тогда
жестко лимитировалось), он должен привлекать к ней студентов. Административная работа оказалась очень интересной, но изматывающей.
Помогла университетская закалка, когда я была секретарем курса. В 1976 году вышло
постановление правительства о создании ИАТЭ, а это означало, прежде всего, борьбу
за контингент студентов. Приходилось ездить по станциям, знакомиться с руководством,
знакомить с планами и учебными программами. Нас очень поддерживал
МИФИ. …Цель тогда была – создать лучший в мире институт, а
такая задача вдохновляет. Девять лет ушло на эту работу, и 1985 году открылся наш
институт. Ректором
стал Юрий Алексеевич Казанский – человек очень яркий, умный, словом, достойная кандидатура.
Мне предлагали стать деканом, зав.кафедрой, но я сказала, что все это у меня уже
было, и я хочу просто учить ребят, остаться доцентом на кафедре. Но просто так отойти
от административных дел мне не дали, включили в Ученый совет. Стала я Ученым секретарем
института и 10 лет занималась этой работой.
Годы
работы в ИАТЭ, а теперь и НИЯУ МИФИ – это годы интереснейшей работы со студентами,
которая непрерывно требует все новых методических и психологических подходов, поскольку
ребята приходят очень разные, а на выходе они все должны соответствовать традиционно
высокой планке выпускников МИФИ». это наука о мире – Галина Георгиевна, что Вы считаете самым важным в работе
преподавателя? –
Самое главное, чтобы студентам было интересно учиться, чтобы им хотелось учиться.
Важно воспитать в них способность работать самостоятельно. В какой-то мере мне это
удается, судя по тому, что, когда я встречаюсь с бывшими студентами, они благодарят
меня, прежде всего за то, что я научила их работать. …Пытаюсь
бороться с тестированием, которое сегодня начинается со школы, это все рассчитано
только на запоминание, а нужно понимание предмета. Физика – это наука о мире, в
котором мы живем, и не так уж много фундаментальных законов в ней, из которых вытекают
все прикладные знания. – Сегодня постоянно приходится слышать, что студент не
тот пошел. –
Плохих студентов не бывает, есть неправильно
воспитанные в школе. Но, когда находишь к ним подход и они начинают понимать
предмет, – то им становится интересно. Конечно, система натаскивания на сдачу ЕГЭ
не учит мыслить, отсюда нет любви к предмету, нет понимания предмета. Приходится
студентов доучивать и переучивать. …Если
человек понимает, что именно он не понимает, и задает вопросы – это значит,
что он уже освоил первую ступень понимания. – При Вас проходили все этапы развития Института атомной
энергетики: было вечернее отделение МИФИ, филиал, самостоятельный вуз, теперь снова
филиал МИФИ. –
Я очень рада, что дожила еще в рабочем состоянии до объединения с МИФИ. МИФИ – это
высший уровень организации учебной и научной работы. Мы всегда старались все лучшее
брать от МИФИ. …Сейчас
у нас новое руководство, которое, не стесняясь, показывает, что есть у нас, какие
недостатки, перенимает многое в МИФИ. Для
нашего института это переход на более высокий уровень, и мне это очень приятно.
(По
материалам газеты «Час пик»). |