|
![]() Издается
|
НА КАНИКУЛЫ – ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ АФОН Святая гора Афон – удел Божией Матери. После Гроба Господня – это главное место на нашей Земле. С Афона возносится молитва за весь мир.
Впервые в истории Святой горы в русский Свято-Пантелеимонов монастырь в августе прошлого года поехал работать студенческий строительный отряд. В его составе был и студент НИЯУ МИФИ Артем Левченко. ![]() С нашим студенческим фотокор-респондентом в редакции «И-Ф»
беседуют студенты и главный редактор. — Артем, как ты туда попал? — Предложила мне поехать наш главный редактор Светлана Сергеевна.
Ей звонили из Учебного комитета при Священном Синоде, где формировался
студенческий строительный отряд на Афонскую гору, и попросили порекомендовать
студентов из нашего университета. У них уже были ребята из МГУ и других вузов,
ну вот они хотели пригласить и из НИЯУ МИФИ. Она сказала мне, что поездка
студентов на Афон организуется впервые за всю его историю и что это святое
место. Но у меня были другие планы на каникулы: билеты на руках, с подругой
собрался ехать в Эстонию. Какой такой Афон? А потом пришел в общагу, почитал в
Google об Афоне и подумал, что такой шанс дается один раз в жизни, надо
съездить. На первой организационной встрече нам сказали, что будем помогать
монахам — делать разную работу, которую они скажут. Дорога, жилье и питание
бесплатное. В общем, студенческий отряд. …Электричка, самолет, трансферт до отеля. Я пока плохо осознавал,
что уже в Греции. Пустынные поля с небольшим количеством зелени, невысокие, но
красивые домики за окном. Приехали в отель. Эту ночь мы провели в городе
Уранополис. А утром — на корабле на Афон. Три часа плыли, кормили хлебом чаек, которые на лету хватали кусочки прямо из рук. Вдруг объявили что-то на греческом, мы расслышали слово «Пантелеимон» и поняли, что близок пункт назначения. Зеленобелые строения, за ними высокие горы. Приближаемся к берегу. На пристани монахи. И вот мы уже выходим на берег, где нас радостно встречает монах отец Философ. По пути в столовую рассказывает о монастыре и о его правилах. Оказывается, живут на острове по византийскому времени (когда за 12 ночи считают закат солнца), в море обитают мурены, акулы и морские ежи (поэтому купаться нельзя), а работать мы будем по восемь часов с двухразовым питанием. «Спартанские условия», — решил я, но ошибся. Разместили нас — каждого в отдельную келью. Кормили три раза в день.
— Ну и какое общее впечатление от поездки? — Отлично... Шикарно... Думаю, через пару лет туда снова поехать.
Это необыкновенное место. И природа изумительная. Атмосфера особая. Когда ехали
туда, один студент все вздыхал: «В монастыре мяса не едят, а я без него не
могу». У меня тоже такая мысль мелькнула. А когда жили на Афоне, ни разу не
вспомнил о мясной пище: там такая вкусная и сытная еда была. Или, когда
приехал, думал, что на службы ходить не буду. И не ходил вначале, потом пошел
и… впечатление потрясающее – ничего не понимаю, слушаю только пение монахов и
ощущаю себя, словно на небе. В монастыре совершенно иная жизнь. Так называемая «Москва
наоборот». Монахи служат, работают, ловят рыбу, пекут хлеб, выращивают овощи и
фрукты. Пожив в такой идиллии, и сам не раз задумаешься о постриге в монахи. Это святое место. За долгие годы столько великих молитвенников там было. Например, отец Силуан причислен к лику святых. Там, мне кажется, даже время по-другому идет. А сколько паломников приезжают! — А не показалось тебе, что люди, которые там живут, оторваны от
жизни? — Это общее предубеждение. У кого-то там Интернет есть. Постоянно какие-то посылки приходят им с разными газетами, журналами. Они от мира совсем не оторваны. Многие ездят в близлежащий город – Уранополис. Есть в монастыре и собрание книг – библиотеки. ![]() — А там много монастырей? — Около 20. Сербские, болгарские, греческие и другие. Один русский
– Свято-Пантелеимонов монастырь. — Работа была тяжелой для вас? — Некоторая работа была очень простая, веселая. Например, в один
из дней нам сказали помыть территорию монастыря. Но так как она большая — мыли
мы не тряпками, а из пожарных шлангов струей воды под 30 метров. Это было
уникально и весело. После работы монах отец Смарат спросил: «Хотите груш?».
«Конечно!»— ответили мы. «Ну, тогда собирайте». И тряхнул дерево. Мигом десяток
спелых груш осыпались с него. Когда что-то на кухне надо было сделать или в
трапезной – накрыть столы, это тоже было очень просто. Была работа трудная: когда мы, уже во второй части поездки, работали на реставрации скита. Но была и просто тяжелая. Например, надо было чистить рыбу в течение восьми часов два дня. Я сначала был в ужасе: рыбу терпеть не могу, запаха ее не переношу, с детства не ем вообще никакие морепродукты. А здесь надо — потрошить, головы отрезать, чешую снимать. Привезли ее там чуть ли не полтонны. Я подумал – все, не выдержу. Работало нас 20 человек. Потом пришли монахи, вместе с нами стали чистить рыбу, общались, рассказывали что-то интересное, с юмором. И работа пошла очень быстро. Я на ней и не акцентировался, увлекся, слушая их. — Ну, а монахи вообще открыты были для общения с вами? — По-разному. Кто-то сам с нами начинал говорить, а кто-то
наоборот – замкнутый, весь в себе. — У тебя были какие-нибудь интересные знакомства, беседы? — Ну, да. Были. Например, с одним очень интересным фотографом, монахом Викторином, снимающим более 50 лет. С ним мы провели множество часов в беседах о фотографии. Он обучал меня композиции, я его — фотошопу. Со старцем общался. Исповедь была. ![]() — Что такое исповедь? — Это когда духовному отцу рассказываешь о своих грехах, каешься,
и можешь какие-то вопросы, которые тебя терзают, задать. Я раньше не
представлял даже, что это такое. Слышал, только немного. Исповедовался первый
раз на Афоне. Сложно было вначале вспомнить грехи какие-нибудь,
чтобы рассказать. Духовный отец достаточно опытный был, к нему все монахи
ходили на исповедь. Беседа с ним очень многое дала. Вопросы, которые меня
волновали, личного характера – грамотно все объяснил. Он не говорит человеку
конкретно, что делать, а незаметно в разговоре подталкивает, чтобы ты сам
сделал правильный выбор. Мы с ним потом еще не раз беседовали. О многом он говорил: о положении в России, о том, что такое добро. Говорил, что очень важное значение в мире имеет настоящая любовь – к своим ближним, к противоположному полу. А люди больше ценят плотское, материальное — это на многое влияет, проецируется на окружающий мир, и — отражается на судьбе России. И, конечно, — нравственность. Некоторые старцы считали, что именно нравственность может спасти мир. Еще он говорил, что современный человек сам
устанавливает для себя границы добра и зла. И что православие и его основные каноны
могут помочь направить свою жизнь в нужное русло, чтобы не совершить ошибок, о которых
потом пожалеешь. (Продолжение
на стр. 12) |