ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


НА КАНИКУЛЫ – ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

АФОН

(Окончание. Начало на стр. 11)

Я понял, что нельзя в себе держать зло, оно разрушает. Еще понял, что помимо физических законов, с которыми сталкиваемся с детства, есть духовные. Поднес руку к огню – обжег. А сделал зло, оскорбил или помыслил худое – это тоже тебя поранит, только ты не сразу поймешь, откуда неприятность свалилась.

Путешествовали по горе, посещали другие монастыри?

— Мы в свободное время много путешествовали и пешком по горе, и на пароме. Побывали в других монастырях – сербском, болгарском. Там на ночь и на сутки принимают хоть кого, а если хочешь дольше остаться – тогда помогай, на послушание походи. Экскурсии для нас проводили. Один раз прошли за день 25 километров. Я сам потом удивился, подумал, что это круто. На самом деле здорово: идешь быстро, вокруг красота необыкновенная. Я, как фотограф, просто от радости прыгал. Воздух вкусный, вдыхать было приятно каждый глоток.

Сколько монахов в русском монастыре, где вы были?

— Человек 100. А до революции в монастыре было 2000 монахов.

— А новые молодые монахи там появляются? Или одни старые?

— Да, конечно, есть и молодые. Вот вы говорите – старые монахи. Они моложе, чем все молодые из нас. Игумену Иеремии – 95, седенький такой, а руководит монастырем. Мудрый очень.

А тем, кому 70-75, да и 80 – да они просто летают (смеется). Тот, который нас учил шлангом поливать, с большой седой бородой, говорил нам: «Что вы, как не знаю кто, как старики?» – и начинал орудовать шлангом чуть ли ни бегом.

— Когда ты приехал с Афона, ходил по редакции и говорил: «Там все по-другому, там все по-другому».

— Ну да, жизнь совсем другая, ценности другие, люди другие. Атмосфера особая. И ты чувствуешь, что это на тебя влияет. Если, например, тебя окружают злые люди, ты и сам станешь злым. Если тебя окружают добрые люди, то тебе тоже захочется быть добрым. Логично? А если ты побывал в святых местах, это не может как-то не повлиять на тебя. Очень не хотелось уезжать. Прощались с монахами, как с родными. Уехал, а какая-то незримая связь образовалась: наверно, там и обо мне молятся.

Но ты вернулся оттуда и снова попал в другое окружение…

— Я, когда вернулся, поехал домой на электричке. И кто-то сидел рядом и швырнул бутылку в окно. Раньше я бы не обратил внимания, может, сам бы какой-нибудь, не знаю, мусор случайно ли, неслучайно, выкинул. А в тот день, после Афона, для меня это было как бы преступление. Но вот прошло уже почти полгода. И чувствую, что стал спокойнее относиться ко всяким неправильностям. Надо все-таки как-то поддерживать в себе то, что приобрел на Афоне, не знаю как: чаще ездить туда, вспоминать, в церковь вот, думаю, надо ходить.

— В православии есть такое понятие – благодать. Ты ощутил там ее?

— Ну, не знаю. Если то ощущение умиротворенности, спокойствия, мира в душе можно назвать благодатью, то да.

В конце беседы Артему задали уже конкретный вопрос: как поехать на Афон?

— Вообще, лучше через паломническую службу, потому что она все делает за тебя: договаривается с монастырем, оформляет визы и т.д.. И монастырю намного удобнее с группами работать, чем с одним человеком. Хотя там были люди, которые приезжали сами. Из Владивостока один мужчина приехал. Физик. Он рассказал, что сам договорился, списался с монастырем, купил билеты, приехал. Уже почти месяц там работает, помогает что-то делать по кухне. Главное — виза и договоренность с монастырем, который, кстати, помогает и в оформлении визы. Афон ведь считается как отдельное государство, монашенское, где, кстати, более двух тысячелетий не ступала женская нога. На острове одна женщина – Пресвятая Богородица.

 

А еще в Москве есть Афонское подворье – храм Великомученика Никиты (недалеко от метро «Таганская» — ул. Гончарная, д.6). Там службы воскресные и праздничные, как на Афоне: по ночам. И у них постоянное взаимодействие с русским афонским монастырем.

 

Материал подготовили
С. Николаева и А. Пинчук.

 

ОТ РЕДАКЦИИ.

Мы благодарим помощника зав. Учебного комитета при Священном Синоде Викторию Лебедеву, благодаря которой состоялась поездка на Афон студента НИЯУ МИФИ и появился этот материал.