ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


СЛОВО – ПОБЕДИТЕЛЯМ НАУЧНОГО КОНКУРСА ЮНИОР

С какого класса берут в науку?

 

Андрей Пушкин,

ученик 11-го класса лицея 1511:                                

– Я поступил в лицей в 10-м классе, до этого ходил на курсы при лицее. И не пожалел. В лицее ты чувствуешь себя уже почти как студент. Здесь можно серьезно заниматься тем, что тебе интересно и нужно. Не то, что в школе, где каждый учитель считает, что его предмет главный, и тянет к себе.

Насчет конкурсной работы. Я и раньше в школе занимался  проектами, участвовал в разных мероприятиях. А в лицее тоже стал подумывать о такой работе, которая помогла бы мне поступить в институт. Получилось, можно сказать, случайно: узнал, что одна наша учительница ищет 11-классника для проекта. Мы с ней встретились. Анастасия Николаевна  Матятина преподает у нас экспериментальную физику и учится на четвертом курсе ВФК.  Она предложила тему. И мы стали делать работу в нашей лаборатории, используя электронные микроскопы, которые, если не ошибаюсь, МИФИ закупил для лицея.

В прошлом году Анастасия Николаевна вела проект, который делал Сергей Шпак  (тогда занял тоже первое место по физике на Юниоре). Они  работали на этих микроскопах, и у них возникли проблемы по улучшению их качества. Вот решение этой проблемы и стало темой моего проекта.

На самом деле, это очень интересно: ты работаешь на современном оборудовании, на котором в научных лабораториях делают серьезные опыты.

Цель нашей работы: решить проблему изготовления современного зонда для сканирования заданных поверхностей путем исследования получаемого скана  в зависимости от условий химического травления зонда.

 Я почувствовал себя ближе к настоящей науке: проводил исследования, выдвигал идеи, думал, как улучшить результат. Работа увлекательная.

Планы? Конечно, поступить в институт. Приоритеты – МИФИ, хотя подумывал и об МГУ. Конечно,  – наука…

Хотелось бы пораньше начать работать на кафедре. В настоящее время большой интерес проявляется к нанотехнологиям.  Для исследования объектов с нанометровым пространственным разрешением и используются электронные зондовые микроскопы, которыми я занимаюсь. Думая о будущем, не связываю его со стремлением много зарабатывать: главное –  стать хорошим профессионалом. У меня есть примеры выпускников  МИФИ – хорошие специалисты, поработали успешно за рубежом и сейчас у нас в стране очень востребованы. И я так хочу.

 

Михаил Каташкин,

ученик 10-го класса лицея 1511:

– В прошлом году неожиданно для себя я имел успех на всероссийской олимпиаде по физике – добрался до городского тура. Учителем физики у меня была Любовь Николаевна Вершинина, заместитель директора лицея по науке. Мне захотелось заниматься физикой серьезно, и, когда профессор МИФИ Владимир Роленович Никитенко, который преподает в лицее физику,  предложил поработать над проектом, я охотно согласился. В прошлом году мы изучали теорию, а в этом – уже осуществляли  компьютерный расчет. Надо было написать программу, загружать в нее все нужные данные, а дальше она сама работала сутки-двое. Мы тщательно обдумывали, как написать программу, чтобы она лучше всего работала, чтобы меньше времени шло на получение нужного результата. Нам это удалось.

Коротко о проекте. В последнее время интенсивно развиваются электронные приборы на основе органических полупроводников. Поэтому важной задачей является исследование переноса  электронов и дырок в этих материалах. Перенос в таких материалах является прыжковым, причем энергии прыжковых центров разбросаны в широких пределах. В этой работе я численным моделированием по методу Монте-Карло подтвердил концепцию транспортного уровня. Это значит, что глубокие прыжковые центры играют роль «ловушек», а часть мелких центров, с энергиями вблизи «транспортного уровня» играют роль зоны проводимости». Такой подход сильно упрощает теоретический анализ прыжкового переноса.

 Когда за эту работу брался, то не представлял, как все будет происходить, как это я смогу что-то новое сделать. А теперь, когда сделал и результат получил хороший, хочется продолжать.

Есть желание заниматься наукой. Конкретно не могу сказать, в какой области физики – столько вокруг интересного. И то хочется попробовать, и то узнать. Главное, конечно, получить хорошую базу знаний – а это  в МИФИ, думаю, возможно.

А пока – скорей бы поступить в институт. Вот жду: этим летом практику будем проходить в МИФИ. Вообще вся жизнь сейчас связана с поступлением в институт. На другие увлечения времени нет.

 

Анна Федотова,

ученица 11-го  класса лицея 1511:

– В конце 10-го класса нам в лицее предлагали проходить двухнедельную практику на кафедрах МИФИ.

Я  выбрала кафедру физики плазмы, потому что уже слышала о ней. Там в течение двух недель мы выполняли посильную работу: помогали в проведении опытов. Мне очень понравилось. Появилось желание продолжать работу на кафедре. Сказала об этом своему руководителю практики доценту Юрию Микаэловичу Гаспаряну. Он одобрил. К теме мы пришли не сразу. В нашей лаборатории, которой заведует профессор А.А. Писарев, современное оборудование, отличные возможности для исследований. Тем было много – «глаза разбегались». Юрий Микаэлович предлагал, я дополняла своими идеями. Остановились на  экспериментальной работе по исследованию роста кристаллов оксида вольфрама. ….

Надо сказать, что наноструктуры оксидов металлов в настоящее время привлекают особое внимание благодаря их уникальным свойствам и возможностям широкого применения во многих областях науки и техники. Особое место занимает оксид вольфрама, который нашел множество применений: сенсоры газа, датчики температуры и влажности, ячейки солнечных батарей, «умные» окна и др. Есть много способов получения кристаллов оксида вольфрама, довольно трудоемких и дорогостоящих. Мы же исследовали рост кристаллов в простой системе методом химического осаждения из газовой фазы…. Особенность моей работы – получение покрытия из вольфрамовой фольги довольно простым и недорогостоящим способом по сравнению с теми, которые  сейчас используются в технике.  Сначала изучала  теорию, а потом – серьезное и кропотливое  исследование. Я выполняла ее на опытной установке. Помогали студенты, которые занимались  на кафедре: объясняли, подсказывали. Очень приятно было ощущать их поддержку.

Работала все лето. А потом, в сентябре, пришли четверокурсники, и так получилось, что то, в чем им надо было разобраться, я уже знала. И даже немножко им помогала. Было очень приятно.

Раньше исследования в научной лаборатории для меня казались чем-то загадочным и таинственным, и вначале было очень боязно. Сейчас все иначе. Я поняла, чем хочу заниматься в жизни. Почувствовала себя в своей среде. Очень понравилась атмосфера на кафедре. Совершенно   особенные люди: очень серьезные и в то же время с юмором, не болтливые и в то же время красноречивые.

Главное – я узнала о таких вещах из научного мира, о которых другие лицеисты  и не догадываются: о кристаллах, о механизме их роста, об их применении.

Планы у меня грандиозные: если позволит время и выделят оборудование, до моей поездки в Америку хотелось бы провести еще некоторые исследования.

Хочется скорее поступить в институт. Приоритет отдаю МИФИ, хотя нравятся и некоторые другие вузы, например МГУ.

В институте, конечно, хочется, как можно раньше начать заниматься наукой. И реализовать себя с другой стороны: я окончила музыкальную школу, училась в изостудии – надо  развиваться разносторонне. Хочется  принести какую-то пользу МИФИ, и вообще сделать что-то полезное для людей – может, это удастся через науку.

 

Полина Кореневская,

ученица 11-го класса школы 978:

– Программированием я занимаюсь с самого детства. Мама окончила факультет «К» МИФИ, и у нас дома уже в 90-х годах был персональный компьютер. Я наблюдала, как мама занималась программированием и думала, что и я так буду. В 2008 году окончила школу с музыкальным уклоном, и папа – тоже выпускник МИФИ – посоветовал получить фундаментальное образование. Поступила в лицеистский класс при НИЯУ МИФИ. Там узнала, что в лицее 1523, который сотрудничает с нашим классом, есть научно-техническое общество. Из любопытства решила заглянуть туда.  Там  все  по-настоящему: приборы, установки, только вместо взрослых сотрудников – школьники.  У меня сразу спросили, чем хочу заниматься, дали список тем. Я выбрала, на мой взгляд, наиболее  актуальную...

А потом у нашего класса была практика в МИФИ. Я попала на кафедру 40. Для меня это стало событием. Сначала  боялась: ученые,  все заняты своими делами. Но нас очень хорошо приняли.  Показали уникальные установки, приборы, дали все посмотреть, потрогать.  Тема, в работе над которой я  принимала  участие, – «Детектор переходного излучения». Лет через десять этот детектор  запустят в космос. Было очень интересно  работать со знающими и увлеченными людьми. Хочу поблагодарить Вадима Абдурахмановича  Канцерова  за участие и поддержку. После этой практики мне захотелось учиться в МИФИ и именно на факультете «Т», хотя документы буду подавать на «Т» и «К».

А потом мне представилась  возможность присоединиться к группе, которая занималась в СКИБ-6 разработкой антивирусного программного комплекса для мобильных устройств. Мы на конкурсе Юниор представляли часть антивирусного комплекса – приложение «Антивор». Заняли первое место по информатике, чему  очень рады. Я поняла, что такое атмосфера научного  творчества. И за это большое спасибо нашим руководителям Андрею Борисовичу Федянину и Андрею Викторовичу Стариковскому.

Теперь все мысли – скорее бы поступить в институт. Конечно, главное будет учеба, а потом, надеюсь, наука. Но хотелось бы попробовать себя и в творческих коллективах: раньше участвовала в музыкальных и вокальных конкурсах. Ведь человек должен всесторонне развиваться.

 

Василий Тарасов,

ученик 11-го класса лицея 1523:

– Я  уже с седьмого класса думал заниматься какой-нибудь самостоятельной работой. Родители окончили МИФИ и  еще с первого класса говорили, что у меня  больше склонности  к техническим специальностям.  Поэтому, когда поступил в лицей при МИФИ и узнал, что там есть научно-техническое общество, – обрадовался. Его руководитель Андрей Борисович Федянин  на родительских собраниях и  на  уроках рассказывал, чем там ребята занимаются. Делают разработки, участвуют в разных выставках, в том числе зарубежных, и добиваются успехов. Я, конечно, стал туда ходить. Выполнял работы по физике и  химии.

А потом к нам пришел Дмитрий Михайлов из МИФИ и пригласил заниматься в студенческом  исследовательском конструкторском бюро информатикой. Я попробовал совмещать – получилось.  Вот один раз в неделю  хожу в институт. Там мне предложили участвовать в проекте по программированию. Нас работало трое:  я и Анастасия Круповец – из лицея 1523, а  Полина Кореневская – из школы 978. Потом на Юниоре мы представили свой проект и стали  победителями по информатике. Это было здорово! Проект защищали перед жюри, как настоящие ученые. На все вопросы  ответили.

В настоящее время продолжаем заниматься в этом студенческом бюро. Работаем над программным комплексом по  полной защите мобильных телефонов и информации, которая содержится в них. Занимаемся антивором. Работаем более двух лет, реализовали данную  программу под операционную систему Symbian.

Я участник и призер межрегиональных и международных выставок и конференций, а также лауреат премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи. Конечно, этим я обязан своим руководителям доценту А.Б. Федянину, а также  Д.М. Михайлову и А.В.Стариковскому, руководителям СКИБ-6.

Мечтаю поступить скорее в институт. Хочется реализовать себя,  притом не только в учебе и науке, а может, в какой-нибудь общественной деятельности. В лицее всегда был готов поучаствовать в подготовке разных мероприятий. Для будущей жизни надо больше полезных навыков приобрести.

Материалы подготовила С. Николаева.
Фото А. Левченко