|
![]() Издается
|
СЛОВО – ПОБЕДИТЕЛЯМ НАУЧНОГО КОНКУРСА
ЮНИОР С какого класса берут в науку?
Андрей
Пушкин, ученик 11-го класса лицея
1511: – Я поступил в лицей в 10-м классе, до этого ходил на курсы
при лицее. И не пожалел. В лицее ты чувствуешь себя уже почти как студент. Здесь
можно серьезно заниматься тем, что тебе интересно и нужно. Не то, что в школе, где
каждый учитель считает, что его предмет главный, и тянет к себе. Насчет конкурсной работы. Я и раньше в школе занимался проектами, участвовал в разных мероприятиях. А
в лицее тоже стал подумывать о такой работе, которая помогла бы мне поступить в
институт. Получилось, можно сказать, случайно: узнал, что одна наша учительница
ищет 11-классника для проекта. Мы с ней встретились. Анастасия Николаевна Матятина преподает у нас экспериментальную физику
и учится на четвертом курсе ВФК. Она предложила
тему. И мы стали делать работу в нашей лаборатории, используя электронные микроскопы,
которые, если не ошибаюсь, МИФИ закупил для лицея. В прошлом году Анастасия Николаевна вела проект, который делал
Сергей Шпак (тогда занял тоже первое место
по физике на Юниоре). Они работали на этих
микроскопах, и у них возникли проблемы по улучшению их качества. Вот решение этой
проблемы и стало темой моего проекта. На самом деле, это очень интересно: ты работаешь на современном
оборудовании, на котором в научных лабораториях делают серьезные опыты. Цель нашей работы: решить проблему изготовления современного
зонда для сканирования заданных поверхностей путем исследования получаемого скана в зависимости от условий химического травления
зонда. Я почувствовал себя
ближе к настоящей науке: проводил исследования, выдвигал идеи, думал, как улучшить
результат. Работа увлекательная. Планы? Конечно, поступить в институт. Приоритеты – МИФИ, хотя
подумывал и об МГУ. Конечно, – наука… Хотелось бы пораньше начать работать
на кафедре. В настоящее время большой интерес проявляется к нанотехнологиям. Для исследования объектов с нанометровым пространственным
разрешением и используются электронные зондовые микроскопы, которыми я занимаюсь.
Думая о будущем, не связываю его со стремлением много зарабатывать: главное
– стать хорошим профессионалом. У меня есть
примеры выпускников МИФИ – хорошие специалисты,
поработали успешно за рубежом и сейчас у нас в стране очень востребованы. И я так
хочу. Михаил Каташкин, ученик 10-го класса лицея 1511: –
В прошлом году неожиданно для себя я имел успех на всероссийской олимпиаде по физике
– добрался до городского тура. Учителем физики у меня была Любовь Николаевна Вершинина,
заместитель директора лицея по науке. Мне захотелось заниматься физикой серьезно,
и, когда профессор МИФИ Владимир Роленович Никитенко, который преподает в лицее
физику, предложил поработать над проектом,
я охотно согласился. В прошлом году мы изучали теорию, а в этом – уже осуществляли компьютерный расчет. Надо было написать программу,
загружать в нее все нужные данные, а дальше она сама работала сутки-двое. Мы тщательно
обдумывали, как написать программу, чтобы она лучше всего работала, чтобы меньше
времени шло на получение нужного результата. Нам это удалось. Коротко
о проекте. В последнее время интенсивно развиваются электронные приборы на основе
органических полупроводников. Поэтому важной задачей является исследование переноса электронов и дырок в этих материалах. Перенос
в таких материалах является прыжковым, причем энергии прыжковых центров разбросаны
в широких пределах. В этой работе я численным моделированием по методу Монте-Карло
подтвердил концепцию транспортного уровня. Это значит, что глубокие прыжковые центры
играют роль «ловушек», а часть мелких центров, с энергиями вблизи «транспортного
уровня» играют роль зоны проводимости». Такой подход сильно упрощает теоретический
анализ прыжкового переноса. Когда за эту работу
брался, то не представлял, как все будет происходить, как это я смогу что-то новое
сделать. А теперь, когда сделал и результат получил хороший, хочется продолжать. Есть
желание заниматься наукой. Конкретно не могу сказать, в какой области физики – столько
вокруг интересного. И то хочется попробовать, и то узнать. Главное, конечно, получить
хорошую базу знаний – а это в МИФИ, думаю,
возможно. А пока – скорей бы поступить в институт. Вот жду: этим
летом практику будем проходить в МИФИ. Вообще вся жизнь сейчас связана с поступлением
в институт. На другие увлечения времени нет. Анна Федотова, ученица 11-го
класса лицея 1511: –
В конце 10-го класса нам в лицее предлагали проходить двухнедельную практику на
кафедрах МИФИ. Я выбрала кафедру физики плазмы, потому что уже
слышала о ней. Там в течение двух недель мы выполняли посильную работу: помогали
в проведении опытов. Мне очень понравилось. Появилось желание продолжать работу
на кафедре. Сказала об этом своему руководителю практики доценту Юрию Микаэловичу
Гаспаряну. Он одобрил. К теме мы пришли не сразу. В нашей лаборатории, которой заведует
профессор А.А. Писарев, современное оборудование, отличные возможности для исследований.
Тем было много – «глаза разбегались». Юрий Микаэлович предлагал, я дополняла своими
идеями. Остановились на экспериментальной
работе по исследованию роста кристаллов оксида вольфрама. …. Надо
сказать, что наноструктуры оксидов металлов в настоящее время привлекают особое
внимание благодаря их уникальным свойствам и возможностям широкого применения во
многих областях науки и техники. Особое место занимает оксид вольфрама, который
нашел множество применений: сенсоры газа, датчики температуры и влажности, ячейки
солнечных батарей, «умные» окна и др. Есть много способов получения кристаллов оксида
вольфрама, довольно трудоемких и дорогостоящих. Мы же исследовали рост кристаллов
в простой системе методом химического осаждения из газовой фазы…. Особенность моей
работы – получение покрытия из вольфрамовой фольги довольно простым и недорогостоящим
способом по сравнению с теми, которые сейчас используются в технике. Сначала изучала теорию, а потом – серьезное и кропотливое исследование. Я выполняла ее на опытной установке.
Помогали студенты, которые занимались на
кафедре: объясняли, подсказывали. Очень приятно было ощущать их поддержку. Работала
все лето. А потом, в сентябре, пришли четверокурсники, и так получилось, что то,
в чем им надо было разобраться, я уже знала. И даже немножко им помогала. Было очень
приятно. Раньше
исследования в научной лаборатории для меня казались чем-то загадочным и таинственным,
и вначале было очень боязно. Сейчас все иначе. Я поняла, чем хочу заниматься в жизни.
Почувствовала себя в своей среде. Очень понравилась атмосфера на кафедре. Совершенно особенные люди: очень серьезные и в то же время
с юмором, не болтливые и в то же время красноречивые. Главное
– я узнала о таких вещах из научного мира, о которых другие лицеисты и не догадываются: о кристаллах, о механизме их
роста, об их применении. Планы у меня грандиозные: если позволит время и выделят оборудование,
до моей поездки в Америку хотелось бы провести еще некоторые исследования. Хочется
скорее поступить в институт. Приоритет отдаю МИФИ, хотя нравятся и некоторые другие
вузы, например МГУ. В институте, конечно, хочется, как можно раньше начать
заниматься наукой. И реализовать себя с другой стороны: я окончила музыкальную школу,
училась в изостудии – надо развиваться разносторонне.
Хочется принести какую-то пользу МИФИ, и
вообще сделать что-то полезное для людей – может, это удастся через науку. Полина Кореневская, ученица 11-го класса школы 978: –
Программированием я занимаюсь с самого детства. Мама окончила факультет «К» МИФИ,
и у нас дома уже в 90-х годах был персональный компьютер. Я наблюдала, как мама
занималась программированием и думала, что и я так буду. В 2008 году окончила школу
с музыкальным уклоном, и папа – тоже выпускник МИФИ – посоветовал получить фундаментальное
образование. Поступила в лицеистский класс при НИЯУ МИФИ. Там узнала, что в лицее
1523, который сотрудничает с нашим классом, есть научно-техническое общество. Из
любопытства решила заглянуть туда. Там все по-настоящему:
приборы, установки, только вместо взрослых сотрудников – школьники. У меня сразу спросили, чем хочу заниматься, дали
список тем. Я выбрала, на мой взгляд, наиболее
актуальную... А
потом у нашего класса была практика в МИФИ. Я попала на кафедру 40. Для меня это
стало событием. Сначала боялась: ученые, все заняты своими делами. Но нас очень хорошо
приняли. Показали уникальные установки, приборы,
дали все посмотреть, потрогать. Тема, в работе
над которой я принимала участие, – «Детектор переходного излучения». Лет
через десять этот детектор запустят в космос.
Было очень интересно работать со знающими
и увлеченными людьми. Хочу поблагодарить Вадима Абдурахмановича Канцерова
за участие и поддержку. После этой практики мне захотелось учиться в МИФИ
и именно на факультете «Т», хотя документы буду подавать на «Т» и «К». А
потом мне представилась возможность присоединиться
к группе, которая занималась в СКИБ-6 разработкой антивирусного программного комплекса
для мобильных устройств. Мы на конкурсе Юниор представляли часть антивирусного комплекса
– приложение «Антивор». Заняли первое место по информатике, чему очень рады. Я поняла, что такое атмосфера научного творчества. И за это большое спасибо нашим руководителям
Андрею Борисовичу Федянину и Андрею Викторовичу Стариковскому. Теперь все мысли – скорее бы поступить в институт. Конечно,
главное будет учеба, а потом, надеюсь, наука. Но хотелось бы попробовать себя и
в творческих коллективах: раньше участвовала в музыкальных и вокальных конкурсах.
Ведь человек должен всесторонне развиваться. Василий Тарасов, ученик 11-го класса лицея 1523: –
Я уже с седьмого класса думал заниматься
какой-нибудь самостоятельной работой. Родители окончили МИФИ и еще с первого класса говорили, что у меня больше склонности к техническим специальностям. Поэтому, когда поступил в лицей при МИФИ и узнал,
что там есть научно-техническое общество, – обрадовался. Его руководитель Андрей
Борисович Федянин на родительских собраниях
и на
уроках рассказывал, чем там ребята занимаются. Делают разработки, участвуют
в разных выставках, в том числе зарубежных, и добиваются успехов. Я, конечно, стал
туда ходить. Выполнял работы по физике и химии. А
потом к нам пришел Дмитрий Михайлов из МИФИ и пригласил заниматься в студенческом исследовательском конструкторском бюро информатикой.
Я попробовал совмещать – получилось. Вот
один раз в неделю хожу в институт. Там мне
предложили участвовать в проекте по программированию. Нас работало трое: я и Анастасия Круповец – из лицея 1523, а Полина Кореневская – из школы 978. Потом на Юниоре
мы представили свой проект и стали победителями
по информатике. Это было здорово! Проект защищали перед жюри, как настоящие ученые.
На все вопросы ответили. В
настоящее время продолжаем заниматься в этом студенческом бюро. Работаем над программным
комплексом по полной защите мобильных телефонов
и информации, которая содержится в них. Занимаемся антивором. Работаем более двух
лет, реализовали данную программу под операционную
систему Symbian.
Я
участник и призер межрегиональных и международных выставок и конференций, а также
лауреат премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи. Конечно, этим я
обязан своим руководителям доценту А.Б. Федянину, а также Д.М. Михайлову и А.В.Стариковскому, руководителям
СКИБ-6. Мечтаю поступить скорее в институт. Хочется реализовать
себя, притом не только в учебе и науке, а
может, в какой-нибудь общественной деятельности. В лицее всегда был готов поучаствовать
в подготовке разных мероприятий. Для будущей жизни надо больше полезных навыков
приобрести. Материалы подготовила С. Николаева.
Фото А. Левченко |