ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


· ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ХРАМА-ЧАСОВНИ

ОТ СЕРДЦА - К СЕРДЦУ

Есть такое выражение «От сердца - к сердцу». Именно так в течение 15 лет разгорался огонек: от равнодушия - к интересу, потом - к пониманию и горячему желанию построить православный мемориальный храм-часовню в МИФИ. Редакция «Инженера-физика» была тому свидетелем.



ХРОНИКА СОБЫТИЙ.

Самое начало 90-х.

…Резко менялась система, рушилась идеология. Это отразилось и на МИФИ. На доске объявлений запестрело множество красочных плакатов и плакатиков. Огромное количество сект буквально оккупировали вуз. В актовом зале, в аудиториях, около института, в общежитии с мифистами вели беседы, приглашали, призывали… Одна молодая сотрудница, рассказала нам, что ее муж в числе пяти аспирантов кафедры посещал секту индийского толка. Двое ушли сразу из нее, а трое, пройдя курс обучения, оказались в психиатрической больнице, в их числе был и ее муж. Студент дипломник сообщил, что из его группы ребята, не доучившись, ушли в секту и теперь никто не знает, где они. Пришла в редакцию преподавательница, рассказала о своем опыте общения с сектами, после которого она стала инвалидом. Очень просила что-то сделать, чтобы бы не вывешивали они свои объявления в МИФИ.

…А потом доцент кафедры 3 В.П. Бирюлин, принес в «Инженер-физик» статью о роли православия в истории культуры России и пригласил нас на встречу с архимандритом Алексием настоятелем Новоспасского монастыря (сейчас архиепископ), которая проходила в большой аудитории. О православии мы тогда мало, что знали, но на встречу пошли и даже задавали в записочках какие-то каверзные вопросы. После беседы видели, как одна преподавательница выговаривала владыке: почему православная церковь не привлекает, не убеждает, не зазывает людей. Он спокойно сказал: «И не будем зазывать».

1994 - 1995 г.г.

Приезд в наш институт руководителя организации Аум-Сенрике Асахары многих привел в недоумение. В коридорах главного корпуса звучала мантра, какие-то люди в странной одежде (его ученики) раздавали фломастеры и блокнотики. Асахара прочел лекцию в полном актовом зале, потом еще приезжал. Подарил институту компьютерный класс из десяти 486-х, которые тогда в институте были большой редкостью. В МИФИ народ воспринимал это с удивлением, даже с иронией, но без возмущения и протеста. Понимание того, что случилось, пришло позже, когда в официальной центральной печати сообщили, что Асахара взят в Японии под стражу за организацию террористического акта в токийском метро, что это секта. А в числе молодых ученых, вовлеченных в нее, были студенты и аспиранты МИФИ - об этом писала газета «Известия».

В.П. Бирюлин говорил нам, что в институте происходит что-то не то: секты, увлечение экстросенсорикой, интерес к оккультизму. Он стал озвучивать идею о создании православной часовни в МИФИ. В 1995 году Владимир Павлович неожиданно умер. А спустя какое-то время, об этой идее в институте стали говорить вновь, правда, не очень серьезно.

1998 год.

В редакцию пришел дипломник Андрей Бажин и принес статью «Часовня в МИФИ»: «Со мной в группе учились двое ребят, ушли в секту, меня звали. Бросили учебу и куда-то уехали. Я стал изучать историю России, стал интересоваться православием. Считаю очень важным вопрос построения часовни в МИФИ». Статью опубликовали.

2001 год.

Совет ветеранов МИФИ тогда возглавлял В.Г. Кириллов-Угрюмов (ректор МИФИ в 1959 - 1974 г.г.). Редакция тесно с ним общалась. Он приходил к нам, много беседовал со студентами. Ребятам с ним было интересно: первый ректор МИФИ, возглавлял ВАК страны, большой ученый, герой войны - и в тоже время такой простой, сердечный и доступный.

… Как-то пришел он в редакцию очень расстроенный:

«Я был в студгородке, видел как американские мормоны, которые там открыли свой молельный дом рядом с общежитием, зазывают наших ребят». Потом добавил: « А ведь у нас есть свое родное Православие, с которым более тысячи лет жил русский народ. Это наши традиции, наши корни. Православие - это нравственность, патриотизм. Я об этом сейчас много думаю. Надо строить православную часовню!». Его активно поддержал член совета ветеранов, Дмитрий Иванович Миронов, который очень переживал, что много студентов ходят слушать лекции иеговистов.

2002 - 2003 годы.

В.Г. Кириллов-Угрюмов принес в редакцию текст Открытого письма в адрес ректора и Ученого совета. После его опубликования выступил на заседании Совета ветеранов и смог убедить всех, как это важно - вернуться к своим традициям - построить мемориальную часовню. Решили почтить память ушедших из жизни основателей МИФИ, всех сотрудников и преподавателей, кто внес большой вклад в развитие нашего института. И - память тех, кто создавал атомную отрасль: ведь мало кто знает, что средний возраст физиков в те годы был 33 года - сколько молодых ядерщиков пожертвовали своей жизнью и здоровьем, создавая ядерный щит страны...

Потом, насколько мы знаем, в Совете ветеранов шли также обсуждения закладки камня Памяти с мемориальной доской, установления Поклонного креста.

После опубликования открытого письма и решения Совета ветеранов в поддержку создания мемориальной часовни пришли письма от студенческого профкома, от военной кафедры, от некоторых сотрудников кафедр общественных наук. По своей инициативе студенты на двух больших переменах собрали 111 подписей в поддержку часовни. «Против» тогда не было ни одного письма.

По приглашению Виктора Григорьевича и Совета ветеранов приезжал выпускник факультета «Т» священник отец Максим Первозванский, провел молебен, а потом и панихиду в память о тех, кто в 1941 году ценой своей жизни остановил наступление немцев под Москвой.

Виктор Григорьевич выступил на Ученом совете, довел до его сведения решение Совета ветеранов о строительстве мемориальной часовни. Много раз встречался и обсуждал этот вопрос с ректором Б.Н. Оныкием, который в итоге дал добро на строительство часовни.

2004 - 2005 годы.

Из патриархии пришел ответ на письмо ректора: получено благословление Святейшего Патриарха Алексия II на строительство на территории МИФИ мемориального храма-часовни. Настоятелем его назначен священник храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно Александр Петров. До этого отец Александр не раз был в нашем университете по приглашению мифистов.

Редакция выпустила два спецномера, посвященные этой теме.

С весны 2005 года священник о. Александр Петров, настоятель будущего храма-часовни, стал проводить молебны на военной кафедре.

В связи с тем, что появились проблемы с вводом в эксплуатацию нового общежития, ректор предложил сделать паузу в решении вопроса построения мемориального храма-часовни.

2006 год.

С этого года Совет ветеранов начал приглашать на проводимый 22 июня в МИФИ митинг, посвященный началу Великой Отечественной войны, отца Александра, который служит в конце его панихиду, где поминаются и ушедшие из жизни мифисты.

Отец Александр предложил ребятам поработать летом на острове Анзер Соловецкого архипелага в составе постоянно выезжающего туда студенческого отряда Свято-Тихоновского университета. Сначала поехал один мифист - аспирант Максим Соколов. После его восторженного материала в «И-Ф» количество желающих, поработать безвозмездно на восстановлении монастыря, каждый год растет. (Хочется верить, что возродится традиция: в 70-е годы в летние каникулы реставрационный студенческий отряд МИФИ трудился над восстановлением Кирилло-Белозерского монастыря).

2007 год.

В 2007 году не стало легендарного мифиста Виктора Григорьевича Кириллова-Угрюмова, человека, которым может гордиться не только МИФИ, но и наша страна.

«Истинный патриот, великий труженик, никогда не искавший личной выгоды, воспринимающий свою жизнь исключительно как сыновнее служение Отечеству, Виктор Григорьевич всегда был близок христианскому духу, который в полной мере раскрылся в нем в последние годы жизни», - так говорили, прощаясь с ним.

Виктор Григорьевич сердцем чувствовал, что без православия Россия не возродится. Так он нам говорил. Поэтому настойчиво воплощал идею создания сначала часовни, а потом храма-часовни. Последние его напутствия мифистам были проникнуты заботой о родном институте и - о храме.

2008 - 2010 годы.

После смерти В. Г. Кириллова-Угрюмова председателем совета ветеранов был избран фронтовик, уважаемый в институте человек Д.И. Миронов, который вместе с другими ветеранами активно призывал ускорить дело построения мемориального храма-часовни. В 2009 году Дмитрия Ивановича не стало.

…Вот коротко о том, как на наших глазах появилась и развивалась эта, казалась бы странная, на первый взгляд, для такого вуза как МИФИ, идея.

Когда же стал вопрос о конкретном претворении ее в жизнь, большую роль сыграли выпускники МИФИ. Сын В.Г. Кириллова-Угрюмова Михаил Викторович, который со своими однокашниками и ректоратом вынашивает идею создания ассоциации выпускников, принял активное участие в деле, начатом своим отцом. Бескорыстную поддержку работ по строительству Домового храма взяли на себя выпускники МИФИ, глубоко чтущие память В.Г. Кириллова-Угрюмова.

Для домового храма-часовни было выделено давно пустовавшее помещение бывшей военной кафедры в цокольном этаже главного корпуса. С мая 2009 года там стали проводиться строительные и отделочные работы. Самое активное участие в их поддержке приняли наши выпускники С.В. Дьякович и С.Ф. Григорьев. Низкий им поклон! Много людей старалось внести хоть какую-то лепту в строительство. Безвозмездно, во внерабочее время и часто по ночам трудились студенты, аспиранты и даже некоторые профессора: делали тяжелую, грязную работу.

И вот темное обшарпанное помещение преобразилось. Теперь там - храм Смоленской иконы Божией Матери.

Дай Бог, чтобы этот храм не только освящал наш МИФИ, но объединял нас, таких разных: всех, для кого главные жизненные ориентиры - это стремление к добру и любви.

С. Николаева.