ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года





«СРАВНЕНИЕ С ИДЕАЛОМ»

   Профессионалом в любой области человек становится не сразу, а лишь пройдя длительный путь, на котором возможны и повторы, и возвращение на предыдущие уровни, и различные кризисы.
   Один из таких кризисов приходится на время учебы в вузе. Его можно назвать кризисом профессионального выбора. Мне, как психологу, часто приходится сталкиваться с этой проблемой: некоторые студенты начинают испытывать разочарование в получаемом образовании. Возникает недовольство отдельными предметами, падает интерес к учебе, появляются сомнения в правильности выбора вуза, факультета, будущей профессии. Типичные жалобы при этом: «Скучно, неинтересно», «Тяжело», «Не хочется ходить на лекции», «Может, я ошибся и пошел учиться не туда» и т.д. Психологи называют это первым нормативным кризисом профессионального становления личности. Если с вами происходит что-то похожее, и вы начинаете испытывать разочарование или неуверенность в правильности выбора, то не стоит делать поспешных выводов, а нужно спокойно разобраться в ситуации.
   Часто такие сомнения возникают от несовпадения существовавших у человека представлений о будущей профессии, об учебном процессе, о самом вузе с тем, с чем он сталкивается в реальности. Но такое несовпадение – нормальное явление, в психологических исследованиях оно получило название сравнение с идеалом. Дело в том, что в нашем сознании любой объект социального познания будь то организация, профессия или другой человек, отражается как образ-представление, который может быть связан с реальностью в очень широком диапазоне от незначительного расхождения, до полного несовпадения. Если, например, вам кажется, что вы все-таки не технарь, а гуманитарий только потому, что возникли трудности с физикой или матанализом, то стоит серьезно задуматься о том, насколько объективны ваши представления о другой профессии и о другом образовании.
   В такой ситуации хорошо всегда помнить, что, выбирая после школы вуз, мы, прежде всего, выбираем вариант продолжения учебы, и, что само обучение в вузе не только приобщает человека к определенной профессии, но и развивает его интеллектуальные способности.
   В современном динамичном мире, когда человеку приходиться постоянно в течение жизни приобретать новые знания, а иногда и менять профессию, решающее значение имеет тот интеллектуальный багаж, с которым он вступает в самостоятельную жизнь. Поэтому всегда существует спрос на образование очень высокого уровня и качества.
   Выпускник вуза, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом отличается и профессиональной мобильностью. Поэтому не случайно, несмотря на сложное положение науки в нашей стране, увеличивается количество абитуриентов, подающих заявления на физические факультеты университетов.

Л. Сарайкина,
психолог.
Фото П. Калмыкова.