ЧТО ЖЕ В «СУХОМ ОСТАТКЕ»?
|
Валерий Владимирович Сергиевский – доктор химических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола.
В 1963 году закончил РХТУ им. Д.И. Менделеева. С 1986 года работает в МИФИ заведующим кафедрой 19.
В область его научных интересов входят физическая химия растворов, методы разделения веществ, а также методология образования и психология творчества.
Женат, имеет дочь и внучку.
Мастер спорта по пулевой стрельбе.
|
Человек осуществляет свою деятельность на основе усвоенной им картины мира, в формировании которой важную роль играют общенаучные принципы, установленные в фундаментальных науках. Но они относятся и к социальному миру человека.
Профессионально мне наиболее близок принцип Ле Шателье-Брауна: «Eсли система нaxoдитcя в состоянии равновесия, то при действии на нее сил, вызывающих нарушение равновесия, система переходит в такое состояние, в котором эффект внешнего воздействия ослабевает» (Физическая энциклопедия, Т. 2, С. 558). Этот принцип широко используется в химико-технологических процессах и их системах управления.
Наркозависимость. Проиллюстрируем на примере функционирования головного мозга как химической лаборатории. Человек имеет ограниченный объем суточной памяти. Она высвобождается во время фазы быстрого («парадоксального») сна, когда мозг анализирует действительность, принимает управляющие решения, отправляет информацию в долговременную память. У младенцев длительность этой фазы составляет до 80 процентов, а у взрослых — до 20 процентов от времени сна.
Надежность интенсивной работы мозга в фазе «парадоксального» сна обеспечивается синтезом эндоморфина для устранения возможных помех (боли и др.). Его структура подобна морфинам — тяжелым наркотикам растительного происхождения. Следовательно, если тяжелые наркотики вводить в организм извне, то синтез эндоморфинов мозгом прекратится. Результат — возникновение наркотической зависимости, которая может начаться от одной дозы и необратимо нарушить работу мозга.
Самоменеджмент. При решении задач, актуальных для личности человека, происходит активация бессознательного. Новые решения, новые знания «приходят в голову» в те моменты, когда личность не контролирует креативную работу мозга: периоды отдыха, сна, пробуждения. Нобелевский лауреат Г. Селье (От мечты к открытию. М.: Прогресс. 1987) обосновал и описал методику использования этих состояний для повышения креативности. Простой прием планирования своей деятельности во сне описал выдающийся отечественный физик, один из основателей МИФИ, академик А.Б. Мигдал: «Хорошо известно, как важно для плодотворного рабочего сна поработать хотя бы недолго накануне вечером. Тем самым вы как бы даете задание подсознанию и утром следующего дня вы встаете с ясной программой деятельности».
В норме бессознательное и сознание непрерывно обмениваются информацией: бессознательное дает ответы на поставленные сознанием вопросы, подсказывает планы действий и т.д. Каждый человек иногда попадает в ситуацию, когда этот обмен прерывается, и в голове отсутствуют какие-либо мысли. Такое часто наблюдаю во время сессии, видя некоторых неподготовленных студентов, склонившихся над пустым экзаменационным листом с отсутствующим видом. Нет знаний, нет плана действий и бессознательное молчит. Что делать? Нарабатывать планы деятельности в различных ситуациях, когда может нарушиться контакт сознания с бессознательным. При подготовке космонавтов, например, очень большое внимание уделяется отработке планов деятельности в нештатных ситуациях.
Многие виды обыденной работы часто вызывают отрицательные эмоции. В таких случаях часто говорят о необходимости преодолевать себя, усилиях воли и др. Здесь на помощь приходят принципы нейролингвистического программирования, позволяющие простым способом управлять эмоциями. Например, многие не любят мыть посуду. Но в этом процессе можно исходить из любви к чистой посуде и получать удовольствие от преобразования «грязь» — «чистое».
Эффективность этого метода связана с тем, насколько успешно происходит замена целей. Здесь не стоит искать «учителей» или «специалистов», которые будут вас учить этому. По моему мнению, студенты МИФИ достаточно умны и сообразительны, чтобы прочитать 1-2 книги и выработать для себя удобные приемы поведения.
Манипуляция.
Часто утверждается, что поведение животных описывается словами «здесь и сейчас». Это не так, они могут строить планы действий и противостоять манипуляции. В этом я убедился на примере своей карельской лайки по кличке Патрик, который я часто привожу в беседах на эту тему со студентами.
|
Книги по психологии детства свидетельствуют о пользе мягкой манипуляции при обращении с детьми. Моя внучка вначале никак не хотела осваивать цифры и арифметику. Ее научили играть в нарды. Она увидела целесообразность арифметических действий и процесс обучения пошел.
Я иногда задаю студентам вопрос: «Как вы поступаете, когда просьба о необходимости выполнить какое-нибудь действие высказана в неприемлемой эмоциональной форме?» Стандартный ответ — «Наоборот», — свидетельствует об отклике биологической системы. Простой совет: необходимо абстрагироваться от эмоциональной напряженности обращения и поразмыслить, является ли просьба (приказ родителей) попыткой манипуляции или действительно полезным советом.
В социальной жизни мы зачастую подвергаемся жесткой манипуляции. Сегодня фактически реализован экономический запрет на профессии ученого или преподавателя, зарплата которых меньше зарплаты дворника. Следствие — коллективы учебных заведений и научных организаций катастрофически стареют.
Стоит ли стремиться к получению глубоких знаний в этих условиях? Многие нашли однозначный ответ на этот вопрос и учатся не шатко, не валко. А зря. Один из крупнейших физиков прошлого столетия фон Лауэ на вопрос, что такое образование, ответил: «это то, что остается у вас, когда вы забыли, чему вас учили». Что же в «сухом остатке»? Качественное миропонимание, стиль мышления, структуры мозга. Значит стоит!
|