|
![]() Издается
|
УЧЕНЫЕ
РОССИИ АКАДЕМИК О.Н. КРОХИН: «СТРАНА, КОТОРАЯ НЕ ТРАТИТ (Окончание. Начало на стр. 1) Мы привыкли к тому, что существует время, а что такое время? В области очень маленьких
временных масштабов наше привычное понимание времени теряет смысл! И самая главная
проблема, об это уже много зубов сломали, в течение последних тридцати лет уж точно,
– квантовая теория гравитации. Еще есть физика
лазеров, в которой имеется достаточно вопросов физико-философского содержания. – Олег Николаевич, расскажите,
пожалуйста, каких успехов на сегодняшний день достигла лазерная физика и какую пользу
она принесет людям в будущем? – В современном мире есть масса технологий, где применяется
лазерное излучение. Сегодня повсюду электроника – в ней все миниатюрное, приходится
иметь дело с деталями размерами в одну десятитысячную сантиметра. Все эти детали
надо полировать, шлифовать, отрезать, сваривать… Для подобных технологических операций,
связанных с обработкой полупроводников при производстве микросхем, успешно применяются
лазерные установки. Кстати, мы делаем такие установки для оснащения технологических
линий. Без лазеров нельзя и в современном военном деле. Американцы,
к примеру, работают над высокоточным оружием, впрочем, у нас в этой области работают
люди тоже не глупые. Высокоточное оружие – сейчас один из наиболее востребованных
видов вооружений. Речь идет не только о снарядах и бомбах, но и о гораздо более
крупных по весу и объему изделиях. И уж, конечно, мы в этой области никак не должны
отставать. Сегодня в промышленности широко применяется лазерная резка, поскольку ее главное преимущество в том, что она дает очень защищенные от окисления, аккуратные, прочные, бездефектные швы. Пять лет назад я был в Ганновере, мне показали очень интересные вещи, например, технологию сварки фюзеляжей самолетов. Если перейти от болтов или заклепок к такой технологии, то сразу выкидывается несколько тон веса. Главная
достопримечательность в кабинете академика – огромный портрет П.Н. Лебедева. – Долгое время вы работали над
использованием лазера в термоядерном синтезе, расскажите, пожалуйста, с чего все
начиналось, каких успехов уже удалось достичь и что еще предстоит сделать? – Эта идея появилась у Николая Геннадьевича Басова через
три года после открытия первого лазера и через год после того, как в 1962 году удалось
реализовать импульсный режим работы лазера. Лазерное излучение можно сфокусировать.
Если воспользоваться этим замечательным его свойством, то можно получить 1014
ватт световой мощности на площади всего 1 кв. миллиметр! Плотность энергии оказывается
огромной! Тогда мы сообразили, что это можно использовать для получения плазмы изотопов
водорода, в которой можно наблюдать термоядерную реакцию. Этот термояд сразу стал
популярным, появилось много исследователей в разных странах мира. Мы первые получили нейтроны, первые с помощью лазерного излучения
сжали вещество, состоящее из водорода, мы строили большие установки. А дальше пошла
стагнация в советской экономике, что сказалось на дальнейшем развитии наших работ,
потому что они очень-очень дорогие. К счастью, в середине 70-х годов эту проблему
начал развивать (тоже не без трудностей) знаменитый ядерный центр – Всероссийский
научно-исследовательский институт экспериментальной физики в Сарове, с которым мы
очень тесно работали еще с 60-х годов. Американцы начали с конца 1990-х вкладывать огромнейшие деньги,
создали крупнейшую установку, которая называется Национальная установка по зажиганию
термоядерной реакции. И обещали в этом году достичь «положительного выхода», то
есть, вложив туда одну единицу энергии, получить десяток! Правда, у них тоже появились
трудности и сейчас они смещают срок на вторую половину следующего года. Пожелаем
им удачи… – Олег Николаевич, как вы считаете,
разумно ли говорить о коммерциализации и требовать от науки скорейшей экономической
отдачи в виде финансовой прибыли? – Разумный подход заключается в том, чтобы было некое равновесие
между фундаментальной наукой и прикладной. Сама жизнь регулирует это соотношение.
В физику идут люди, предрасположенные к тому генетически, а дальше каждый выбирает
для себя, чем ему интереснее заниматься: лазерами, электроникой и др. По этой причине
я категорически против коммерциализации науки как таковой. Если наука
выходит на уровень, когда можно делать приборы, установки и другую продукцию, тогда
возможна коммерциализация, поскольку вообще ничего не требовать от науки
тоже нельзя. Не надо ничего коммерциализировать, надо просто дать нормальные
условия работы ученым, а дальше коммерциализация будет идти сама там, где это возможно,
поскольку конечный продукт должен давать пользу людям. Государство должно вкладываться в науку, поскольку страна, которая не
тратит деньги на науку, обречена на прозябание, ее либо уничтожат военные
силы других стран, либо она сама себя задушит. Наши ученые хуже обеспечены, чем,
к примеру, в США, так будет, пока страна наша не разбогатеет. А чтобы она разбогатела,
нужно вкладывать в науку деньги для того, чтобы развивать прикладные области физики,
химии биологии и этим компенсировать затраты. – Как вы оцениваете современное состояние науки и образования
в целом в нашей стране? Каким,
на ваш взгляд, должно быть соотношение преподавательской и исследовательской составляющей
в работе ученого? – … Есть такое понятие как научная среда. Это не один, не
два и не три человека – люди достаточно образованные – которые имеют возможность
обмениваться идеями, критиковать друг друга. У нас в институте это происходит обычно
на семинарах. Обязательно должен быть коллектив, перед которым со своими идеями
и научными работами можно выступить, где вас выслушают, поправят, покритикуют. Все
это называется научной средой. Есть такая
среда – будет наука, нет ее – науки не будет. То же самое в образовании:
если есть достаточное количество хорошо квалифицированных
преподавателей, то есть образовательная среда, которая в институте должна играть
главенствующую роль, и к которой, в первую очередь, нужно прислушиваться руководству. Теперь относительно научной работы преподавателей. Однозначного
рецепта тут дать невозможно. Я считаю, что образование и наука – немного разные
вещи. Если человек занялся наукой, то пусть он сосредоточится на науке. В теоретических
дисциплинах совмещать научную и преподавательскую работу проще. Если речь идет об
экспериментальных исследованиях и работе с оборудованием, то все это требует так
много времени и сил по обслуживанию существующих и созданию новых установок, что на преподавание времени остается очень мало. Я сторонник интеграции
науки и образования, создания смешанных коллективов, которые представляют и
научные, и образовательные учреждения, это полезно с точки зрения внедрения новых научных идей и методов
в образовании и с точки зрения экономии людских ресурсов. Это самый простой и дешевый
путь. Этот принцип успешно реализован 40 лет назад созданием специального факультета
физики – Высшей школы физики им. Н.Г. Басова. Еще надо помнить, что наука и образование
– индивидуальное дело каждого, тут многое зависит от способностей и характера человека,
количества времени, которое он может этому уделять. – Олег Николаевич, сегодня зарплата
преподавателя вуза нередко составляет
7000 – 10000. Недавно на самом высоком уровне говорилось о повышении зарплат профессорско-преподавательского
состава, многие на это надеются, насколько эта надежда оправдана? – Я не думаю, что в ближайшее время будет резкий рост финансирования
вузов государством. Если говорить честно – не хватает денег. Сегодня, к сожалению,
это в большей степени внутреннее дело самих вузов. Университет должен работать по
неким правилам: как наиболее рационально тратить деньги, кому их отдавать, какой
должен быть объем работы у того или иного человека. Все эти вопросы обязательно
будут, их надо решать. В этом отношении важно как руководитель университета оценивает
труд разных категорий работников. Решение этих вопросов институт должен находить
внутри себя, должны быть обсуждения, критика, убедительные доводы. Я считаю, что
зарплата в 7000 рублей – безобразие. Более-менее приемлемо от 30000. – Распространено мнение, что основным
источником финансирования работы ученого и его заработной платы должны быть гранты, получаемые им на конкурсной основе. Способствует ли это улучшению
качества научно-исследовательских работ и повышению квалификации научных сотрудников? – К сожалению – это плоды реформирования. Министерство образования
и науки считает, что в виде грантов вносятся некие соревновательные элементы. Но
наука так не может жить: должен быть необходимый минимум, по моему мнению, примерно в 35 тысяч, а гранты должны быть поощрением
дополнительно к базовой зарплате. Гранты – дополнительный источник дохода ученых,
но не основной. Сейчас мы в этом отношении повторяем американский опыт, на мой
взгляд, не совсем удачный. – Труд настоящего ученого – особенно
в нашей стране – предполагает полную самоотдачу. И здесь очень важна поддержка близкого
человека. Мы знали симпатичную студенческую пару. Он физик, поступил в аспирантуру.
Поженились и через год разошлись. Она говорила: «Потому, что он больше внимания
уделял науке, чем мне». Для ученого важен выбор будущей супруги? – Я не вправе навязывать
свое мнение тем людям, которые собираются вступить в брак. Если они любят друг друга,
если они понимают друг друга, то и вопроса нет. А если нет такого взаимопонимания,
то вылечить эту болезнь невозможно. Если девушка выходит замуж за ученого, то она,
конечно же, должна иметь в виду, что он много внимания будет уделять науке. – Что вы можете пожелать молодежи? – Учиться, учиться и учиться. Наука дело очень сложное, требует
много времени для ее изучения. А еще гораздо больше времени требуется, чтобы ее
освоить! Мы благодарим Олега Николаевича
за интересную беседу, от лица нашей редакции поздравляем с юбилеем, желаем успехов
в научной работе и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Александр Бакеренков, |