|
![]() Издается
|
БЕСЕДЫ
НА ДУХОВНЫЕ ТЕМЫ
«... И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ» К нам в редакцию зашел сотрудник
университета и убедительно пригласил на встречу
с интересным человеком: «Бывший хиппи и рок-музыкант. Давно уже монах, священник,
настоятель храма Сошествия святого Духа. Подростки души в нем не чают, рокеры приходят в церковь.
Он с ними возится как со своими детьми. На радио его приглашают для бесед. Может,
слышали – о. Сергий (Рыбко)? Мы давно давали
объявление на скибатрон, а вывесили его только
за день до встречи. Да и помещение в последний момент выделили другое. Придите,
не пожалеете». Мы – четыре активиста и сотрудник редакции – сходили на встречу
и не пожалели. …Итак, как человек приходит к вере в Бога? В свято-отечественной
литературе пишется, что вера – дар Божий. С этого вопроса и начался разговор. – Как вы стали православным, монахом,
священником? – Я вырос в семье, далекой от веры: мама и папа были коммунистами.
Где-то лет в 15 у меня стал возникать вопрос: для чего человек вообще живет? О Боге
я тогда ничего не знал, для меня это была
несуществующая область. В этом возрасте увлекся
рок-музыкой, которая потом стала моей профессией. Рок-музыка заставила задуматься над очень многим. Протест на основе
ее был против существовавшей в те годы (конец 70-х) системы ценностей: бездушия,
лицемерия, гонения на веру. Поступил в Лесотехнический
институт и увлекся идеями хиппи. Потом встретился
с ними, это были интеллектуальные ребята, которые искали смысл жизни. Первый же
разговор был на духовные темы – о Боге. Честно
говоря, этого не ожидал. Но мне сразу доказали, причем мои сверстники (примерно
18 лет), что свобода находится на путях духовных! И дали почитать Евангелие.
И вот оно меня, можно сказать, внутри перевернуло. Потому, что это учение о любви
к ближнему. Высота Христова учения была просто невообразимой. Но ведь есть и другие религии, и их создатели были неглупыми людьми – подумал я
и встал на поиски своей религии. Поехали мы в Среднюю Азию автостопом. Нашли там мечеть небольшую,
решили зайти, поговорить, но нас оттуда прогнали, наверное, наш походный вид не
понравился. Побывал я и в католическом храме, но ни с кем не пообщался: как-то там неуютно себя
почувствовал. С протестантами знакомился… А потом – православный храм. Священники, которых я там встретил,
были люди, пришедшие с войны. Серьезные, взрослые. Жив был тот пласт людей, которые
приходили к Богу в окопах Сталинграда и в других подобных местах. Они не удивились
ни моему внешнему виду, ни каким-то закидонам, и меня приняли. Православный храм понравился сразу: своей тихостью,
там чувствовалась какая-то добрая тайна. И люди понравились православные: готовы
были последним поделиться. Выбирая религию, на мой взгляд, достаточно задать вопрос:
«А какая в вашей религии главная идея?». В Православии – любить ближнего. Потом стал потихонечку ходить в храм. Знакомился с разными
известными людьми: отцом Дмитрием (Гудковым),
старцем Ларионом, архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) – сейчас готовится его канонизация.
В своей жизни мне пришлось встречаться с
несколькими святыми людьми. И, конечно,
такие встречи сильно влияли на меня. Стал читать духовные книги, помогать в храме. Поскольку до этого я работал в рок-группе барабанщиком, легко переквалифицировался в звонаря. Был алтарником, чтецом.
Потом ушел в Оптину Пустынь в 1988 году, когда она открылась. До этого уже
была некоторая неудовлетворенность, не только жизнью в миру, которая привела меня в церковь, но и самой приходской жизнью. Мне хотелось рассказать
всем о Боге, о той тайне, которая мне открылась.
Но первые попытки ни к чему хорошему не привели,
потому что нужно не только что-то узнавать, но еще самому это пережить своим опытом.
Духовная жизнь – это наука наук: о спасении души, о духовном совершенствовании, о достижении
человеком святости, о добре и зле, о том, как правильно вести свою жизнь, чтобы она не только здесь, на
земле, принесла плоды и оставила добрый след
в душах людей, но имела продолжение в Царствии Небесном. В конце концов, поступил в монастырь. Время было советское,
молодежь не очень брали в монастыри. Но меня все-таки в Оптиной Пустыни оставили, постригли, рукоположили… – В страшных авариях погибли три
наши студентки. Почему Бог допускает такое:
молодые, хорошие, красивые люди уходят из жизни? Как после этого жить? – Для человека, который открыл для себя потусторонний мир,
горний мир, жизнь – это своеобразная
школа, после которой начинается новый этап.
Нас всех ждет Вечность. Бывает, что Бог берет из земной жизни молодого человека, когда он наиболее готов к переходу в Вечность. Многие замечательные, талантливые
люди ушли из жизни в расцвете сил: Пушкин, Лермонтов, Есенин, которые могли бы еще
столько сделать в области культуры, в области духовной жизни. И святые некоторые
умирали рано. Если осознать, что жизнь человека смертью не кончается, а имеет продолжение, тогда многое становится понятным…
Рассуждая на эту тему, о. Сергий, приводя еще примеры, заметил, что,
если человек живет духовной жизнью, он все-таки
защищен. Некоторым таким людям даже было дано знать срок окончания их земной жизни. - – Обязательно ли
человеку, который считает себя православным, ходить в церковь? – Святой Иоанн Кронштадский сказал удивительную фразу: «Тот
день, когда ты не был на Божественной литургии, считай потерянным для жизни». В
храм человек ходит, чтобы прикоснуться к Богу. В храм человек еще ходит, чтобы учиться, слушать проповеди, познавать
жизнь, общаться после службы с людьми. В храме он ощущает благодать, которая очень
укрепляет его. – Почему близкие отношения мужчины
и женщины вне брака считаются греховными? – Все должно быть по чину. Семья и отношение между полами
были созданы Богом для продолжения рода. Мне, монаху, сложно об этом рассуждать.
Но есть духовные законы, нарушая которые мы потом обязательно страдаем. От беспорядочных
связей в первую очередь страдает женщина. Она – будущая мать. Чтобы родить ребенка,
она должна быть защищена, жизнь ее должна быть стабильной. И защищать ее должен
муж. Поэтому женщина в первую очередь должна быть заинтересована в семье. У православных есть слово
«суженный» – его суд Божий приготовил. Семья
начинается, когда есть благословение Божие на нее – с таинства венчания. В полноценной
семье царит единство души, духа и тела. Когда нет духовного единства в семье,
рано или поздно это проявится в сильных конфликтах. Да, конечно, можно не расписываться, не венчаться,
но тогда нарушается главный принцип жизни: единство в главном, свобода во второстепенном,
любовь во всем. Особенно проблемы начнутся при воспитании детей. – Не считаете ли вы, что сейчас
в церкви слишком много торговли? – Сейчас церковь очень похожа на церковь первохристианских времен: ей вообще никто не помогает. Вот назначают
священника на приход, а там полуразрушенное здание храма, которое надо восстанавливать.
У него нет строительного образования, нет средств. Приходится крутиться. Государство ничего не дает. В лучшем случае местные
власти не мешают восстанавливать храм и не
просят какие-то откаты. Церковь живет пожертвованиями. В городах священничество особенно не бедствует.
Хотя работа достаточно тяжелая: это не только
служба в храме, но и выезды в больницы, причащение болящих, отпевание, освящение
квартир и т.д. А сколько людей приходят со своими бедами, несчастиями, ищут сострадания,
просят совета. Много идет народу в храмы, а священников не хватает. А в сельских приходах,
особенно в новооткрытых, люди живут в большой нужде. Бывает, дарят в монастыри и храмы подержанные машины с условием: не продавать. Вот и ездит настоятель
бедного прихода на машине. Насчет того, что
церковь вынуждена заниматься торговлей,
– лучше честно зарабатывать деньги, чем
с протянутой рукой ходить. Священник по канонам не имеет права заниматься
коммерческой деятельностью, а кто-то из прихожан храма может. Здоровое предпринимательство развивать,
я считаю, правильно. Христиане, монахи вообще всегда вкалывали. А монастыри России до революции (один процент населения) давали 20 процентов внутреннего
валового продукта в сельском хозяйстве! Так что христиане работать умели. И
сейчас появляются такие примеры. Несколько лет назад лучшим сельскохозяйственным
предприятием был признан Сретенский монастырь, потому что они колхоз восстановили.
Причем сначала там был скит. Пришли крестьяне, сказали: «Батюшка, примите нас с
семьями». Монахи говорят: «Мы вообще-то молиться здесь собрались». «На вашей совести будет. Нам работать негде, все
позакрывали, вот сопьемся и перемрем». Волей-неволей монастырь колхоз восстановил. Но сначала было
условие: сухой закон и добросовестная работа. И вот результат – хозяйство процветает,
люди трудятся, не пьют. – Можно ли спастись в условиях
современного мира? – Как и во времена первых христиан, после революции у нас в
стране тоже было гонение за веру. Но вот,
где бы я не выступал с проповедями, меня никто не обижал.
А самое большое уважение мне оказывали в тюрьме, хотя выступать там было очень тяжело. И в советское
время многие выдающиеся личности были православными, например, академик Королев,
маршал Жуков. Космонавт Георгий Гречко рассказывал, что первый раз в жизни помолился
Богу, когда в полете у него никак не открывался парашют. Он молил о чуде. И чудо
случилось – парашют открылся. Он был потрясен. А увидев в космосе все величие этого
мира, подумал, что само собой, без посторонней помощи это величие появиться не могло. Я застал то время, когда большинство людей в нашей стране
были неверующими. Теперь вижу, как храмы стали возрастать, монастыри открываться,
люди туда пошли. Как говорил святитель Тихон: «Как было быстро падение русского
народа, так будет быстро и восстановление его». Я глубоко верю, что Отечество наше возродится. С. Сергеева. |