ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


НАШ ГВАРДЕЙСКИЙ ПОЛК

   Мне, бывшему военному летчику, довелось принимать участие в боевых действиях на Кандалакшском и Мурманском направлениях.

   Служил я в истребительском авиационном полку, которому в 1942 году было присвоено наименование 19-й гвардейский. Совершил в Заполярье более 134 боевых вылетов, приходилось часто менять аэродромы. Вспоминается один из них: «Гремяха», на котором мы базировались, имел грунтовую взлетную полосу. Путь наших самолетов, летевших на задание к линии фронта, пролегал над горой, известной тем, что в феврале 1938 года в нее из-за плохой погоды врезался дирижабль «СССР В-6», летевший снимать папанинцев со льдины. На голой вершине горы стоял обелиск в память о погибших воздухоплавателях. Отправляясь на боевые задания и возвращаясь с них, мы обязательно пролетали над этим местом, и обелиск, сверкая металлом, всегда провожал или встречал нас, напоминая о мужестве летчиков старшего поколения.
   От Кировской железнодорожной магистрали, идущей на юг, в Москву, на запад отходила ветка, на 100-м километре которой был немецкий аэродром Луостари, где базировались немецкие истребители МС-109, ФV-190. Они делали дерзкие налеты на Мурманскую железную дорогу, которую охранял наш полк. Каждые сутки на юг шли десятки эшелонов с боевой техникой и продовольствием, прибывающими в Мурманский порт от союзников. Вдоль железной дороги тянулись и линии электроснабжения, питавшие энергией многие города и поселки Кольского полуострова. Наш 19-й гвардейский авиаполк должен был действовать против вражеских самолетов, которые рвались к железной дороге с целью ее штурма на московском и мурманском направлениях.
Торжественное построение 19-го гвардейского полка в честь полного освобождения Заполярья и норвежской территории с городом Киркенес (завершение последнего – десятого – «Сталинского удара»). Шестой слева – автор статьи.

   Летчики нашего полка почти каждый день отбивали налеты вражеских бомбардировщиков, которые то в одном, то в другом месте пытались разрушить железнодорожную магистраль и электропроводку линии и парализовать ее работу. Нередко приходилось совершать в день по пять-шесть боевых вылетов на отражение немецких самолетов. Кроме того, летчики полка выполняли разведывательные полеты, сопровождали штурмовую авиацию, охотились за вражескими самолетами-разведчиками «рамами». Мы имели строжайший приказ следить за ними и аэростатами и не давать атаковать железную дорогу.
   Надо сказать, наши летчики отлично справлялись со своей задачей. Армейская газета «Боевая вахта» часто писала об их героических подвигах. Многие мои боевые товарищи отдали свои жизни, защищая небо Заполярья. Среди них — Герои Советского Союза Алексей Хлобыстов, Иван Бочков, а также Василий Чернов, Игорь Ивченко, Константин Горшков, Владимир Лелик.
   Вспоминаю сегодня и о людях, которые обеспечивали постоянную боевую готовность наших «Аэрокобр»: их заправку горючим и маслами, бомбами, безотказную работу радиосвязи между летчиками и командными пунктами. Исправность и чистота двигателей, предупреждение обледенения и обмерзания, и много других мелких, но необходимых работ, чтобы летчики могли выполнять боевые вылеты в любое время суток. Низкий поклон им за их самоотверженный труд, за мужество и мастерство. В пургу и мороз, в ненастье и слякоть они несли свою тяжелую службу. Без них ни один из нас не поднялся бы в воздух и не сбил бы ни один вражеский самолет…
   Сорок месяцев длилась героическая оборона Советского Заполярья — до октября 1944 года. Она сыграла немаловажную роль в общем разгроме немецко-фашистских захватчиков. Заполярная оборона оттягивала значительные силы врага, надежно прикрывала жизненно важные для всей страны артерии, железнодорожные линии, по которым осуществлялась переброска вооружения, продовольствия и грузов в страну.
   Наступление наших войск в 1944 году закончилось полным разгромом 20-й Лапландской армии гитлеровцев. И в эту общую победу над врагом достойный вклад внесли летчики и техники нашего гвардейского полка.

А.О. Кутаков,
ветеран МИФИ.