ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Издается
с 1960 года


СКВЕРНА

   В одном из интервью ректор Б.Н. Оныкий, обращаясь к студентам, сказал: «Еще у меня просьба к вам: не материтесь. Ведь то, что человек говорит, есть отражение состояния его души».
   Предлагаем читателям «И-Ф» поддержать разговор: «Можно ли обойтись без сквернословия?». Начинаем его с этой статьи.

   Что такое мат, русскому человеку объяснять не надо. Это понятие как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего народа.
   По исследованию Фонда «Общественное мнение» нецензурная лексика сегодня распространена среди россиян очень широко: 70 процентов респондентов (опрошенных) признались, что большинство их знакомых употребляют в своей речи ненормативные выражения. В том, что народ использует ненормативную лексику, обвиняют и жизнь вообще, и государство… Сегодня матерный язык перестал быть непечатным, а сквернословие приравнивается к просто плохому поведению детей. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток, опустившихся людей, то сегодня картина в корне изменилась. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно.
   Некоторые симптомы особенно вызывают интерес у филологов и социальных психологов. Некогда мат был тайным языком мужчин, который не употреблялся при женщинах и детях. Женщины делились на тех, при ком можно и при ком нельзя (эти считались порядочными). Ныне границы запретов (табуирования) исчезают. Мужчины больше не оберегают женщин, женщины не стесняются употреблять мат при мужчинах и, что существеннее, — при детях. Можно сказать, что мы имеем дело с определенной эволюцией общества…
   Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем без мата. Что он-де у нас в крови, что плохого в нем ничего нет, напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, «выпустить» пар… Тому, кто так думает, нужно знать следующее: сквернословие имеет прямое отношение к духовному миру тьмы. Оно наносит вред всем, кто его слышит, но больше всего самому матерщиннику. Здесь мы имеем дело с таинством слова: кого зовешь, тот приходит….
   Существует множество гипотез истории возникновения и происхождения такого явления как русский мат. Одни считают, что корни мата следует искать в дохристианском язычестве славянских народов, другие обнаруживают в матерной брани языковые заимствования из тюркского языка, делая выводы о татаро-монгольском происхождении многих бранных выражений.
   Но большинство специалистов сходится в одном: мат, или, выражаясь научным языком, «обсценная лексика», в изначальном своем происхождении и употреблении носила магический характер. Сквернословие коренится в языческих фаллических культах древнего Востока. На Руси сквернословие в форме матерщины существует с дохристианского времени, имея начало в древних магических ритуалах.
   Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства позволяет проследить его языческое происхождение. В исследовании Б.А.Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, ее связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений.
   … «Сквернословие» происходит от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, все гнусное, противное…» (длинный перечень отрицательных эпитетов). Это определение – результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи.
   Тот, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждается и не знает своей истории.
   Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие – тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми. За пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания…
   Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова… Мы, люди, часто бездумно и свободно разбрасываемся словами, не думая о последствиях. Нам следует помнить: «За каждое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Евангелие от Матвея. 12, 36-37).
   Слово – это меч обоюдоострый. Человек, который произносит бранные слова, наносит огромный вред и своему здоровью тоже. И все, что он пожелал плохого другому человеку, безусловно, к нему вернется. Это отмечают и священники, и психологи, и педагоги, и многие врачи.

С. Параманов.
(Из брошюры «О сквернословии»).

МИНИ-ОПРОС «И-Ф»

   1. Какие чувства вы испытываете, когда слышите нецензурную лексику?
   2. Употребляли ли вы когда-нибудь сами нецензурные слова?
   3. На ваш взгляд, то, что человек говорит, является отражением его интеллектуального и культурного развития?
   Павел, 2-й курс, факультет «Т»:
   1. Это зависит от ситуации. Если обстановка рабочая, то есть отношения у людей зачастую официального характера, то это вызывает неприязнь. Если же нет, то часто мат является эмоциональным вспомогательным средством для того, чтобы выразить какие-то чувства.
   2. Да.
   3. Опять же – смотря по ситуации. В целом, я считаю, что далеко нет, не является.
   Марина, 4-й курс, факультет «Т»:
   1. Обычно никаких, потому что я вообще редко реагирую на внешние раздражители.
   2. Употребляла и употребляю, но редко.
   3. Если у человека мат через слово, то это определенно говорит о его уровне развития.
   Евгения, 5-й курс, факультет «Т»:
   1. Смущение, но чаще всего не замечаю.
   2. Употребляю, иногда.
   3. Считаю, что и как говорит человек, является отражением его культурного развития, но никак не интеллектуального.