|
![]() Издается
|
СТРАНИЧКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СЛОВО – ВЕТЕРАНУ ВОЙНЫ, ПОЧЕТНОМУ ПРОФЕССОРУ МИФИ «Занятие наукой – очень интересное дело. ...Вот когда у тебя получается, когда видишь плод своего труда и начинаешь себя уважать – это приятная сторона жизни». ![]() Ветераны войны всегда пользовались
авторитетом в институте. Их уважали, к ним прислушивались. Ветераны были совестью
института. И нередко на каких-то собраниях, когда другие предпочитали отмалчиваться,
именно ветераны выступали, предлагали пути улучшения той или иной ситуации. Михаил Иванович Рязанов – профессор
кафедры теоретической ядерной физики. Работает в МИФИ с 1951 года. 15 лет был ее
заведующим. Ветеран Великой Отечественной войны. В МИФИ, особенно на факультете
«Т», пользуется большим уважением и как ученый, и как преподаватель, и как человек.
Общаясь с Михаилом Ивановичем, сотрудники редакции видели, что он болеет душой за
МИФИ и очень хочет, чтобы больше молодых приходило в науку. Главный редактор «И-Ф» беседует
с ветераном Великой Отечественной войны, профессором Михаилом Ивановичем Рязановым.
Михаил Иванович всегда смущается, когда ему оказывают знаки
внимания как участнику войны. «Я ведь служил в армии совсем немного, – говорит он.
– По возрасту меня призвали только в 1944 году. Командовал взводом саперов, занимался
разминированием. Ничего особенного я не хлебнул в сравнении с такими ветеранами,
которые чуть не всю войну прошли. Вот, как, например, Татевос Мамиконович Агаханян». – Но Вы совсем молодым возглавляли
отряд опытных саперов. Разминирование – очень опасная, напряженная работа. Недаром
говорят: «Сапер ошибается только один раз». Михаил Иванович, нам интересно Ваше
мнение по учебному процессу, по развитию университета. Знаем, что Вас это волнует. – Подготовка школьников стала гораздо слабее. Это всем заметно.
У выпускников школ меньше знаний и меньше интереса к науке. А у преподавателей сложились
традиционные методы обучения, которые прекрасны для более подготовленных студентов,
но трудны для теперешних. И есть преподаватели, которые считают: «Я читаю лекции
как всегда, а они не понимают. Я не виноват». На самом деле мы здесь работаем для
того, чтобы готовить хороших специалистов из тех ребят, какие есть. Один из основателей
нашей кафедры академик И.Я. Померанчук на лекции в ответ на вопросы студентов о
слабых и сильных потоках сказал: «Нет студентов плохих и хороших. Есть студенты,
которым надо более подробно рассказывать, и есть такие студенты, которым можно менее
подробно объяснять». Дело в том, что учатся не для того, чтобы запомнить
какой-то объем сведений, а чтобы понимать, как все происходит. А понимание можно
получить, рассказывая на простых примерах и на сложных. И вот это зависит и от уровня
знаний студентов, и от преподавателя. Чтобы лекции были понятны всем студентам,
лекторам надо знать уровень их знаний. Сейчас каждый лектор как-то оценивает это
сам. Но хорошо бы, чтобы существовал какой-то независимый источник получения информации
о том, понимают студенты лектора или нет, соответствует ли уровень преподавания
уровню студента. – А на факультетах можно это сделать? – На самом деле это возможно, если все возьмутся за решение
проблемы. Может быть, на факультетских Советах полезно было бы заслушать кафедры
о том, как они выясняют соответствие уровня чтения лекций уровню студентов. Хорошо,
если ведущие лекторы поделятся опытом: как они определяют уровень понимания студентов,
как стараются вносить изменения, чтобы лекции были понятнее ребятам. – Раньше конкурс был десять человек
на место, а сейчас совсем небольшой. Вы видите у сегодняшних студентов интерес к
учебе? –
Очевидно, что не всех ребят, которые пишут заявление в институт, мамы и папы заставляют.
Значит, какой-то интерес у них вначале есть. Но этот интерес часто на первых курсах
у них быстро исчезает. Для сравнения – у студентов других вузов, приехавших на третий
курс спецфака, не у всех интерес к учебе пропадает, хотя уровень образования у них
не выше, чем у наших. Я преподаю и на этом факультете и вижу, что многих ребят в
отличие от «коренных» мифистов переполняют еще всевозможные идеи. – В конце 80-х в течение двух лет
проводилась, в виде эксперимента, аттестация преподавателей студентами. Стоит ли,
на Ваш взгляд, учитывать мнение студентов по качеству преподавания? – Мнение студентов, безусловно, важно и учитывать его надо.
Но каких студентов? Если тех, кто хочет учиться и учится хорошо, то да. – Ваша кафедра исторически всегда
считалась самой умной: «Там же теоретики». Вы ее долго возглавляли. – Я возглавлял ее в общей сложности 15 лет. Кафедра позиции
в плане обучения не сдает. У нас преподаватели очень высокой квалификации. Большое
внимание уделяется работе со студентами, взаимодействию с выпускниками. Некоторое
время я работал по обмену в университете в г. Питтсбурге в США и в Лондонском университете.
И могу сказать, что, по моему мнению, подготовка на нашей кафедре теоретической
ядерной физики – на уровне самых высоких мировых стандартов. Но
сейчас странная ситуация с бакалавриатом. Мы должны готовить бакалавров, а некоторые
родители детей не пускают: вдруг после окончания бакалавриата магистратура станет
платной. За рубежом успех системы бакалавр-магистр основан на том, что в подготовке
магистров в университетах участвуют фирмы, которые берут этих выпускников к себе
на работу. У нас же ничего такого нет, никакие фирмы не участвуют в подготовке для
себя магистров. Создается впечатление, что все эти новшества не очень хорошо продуманы
и возможно их усовершенствование: например, в том же ЕГЭ уже отказались от справочных
ответов. – Что бы Вы пожелали нашему университету? – Чтобы развивался как учебно-научный центр. – Сейчас НИЯУ МИФИ представляется
уже как, своего рода, маленькое министерство. – Да, явно уже, что наш МИФИ стал почти небольшим министерством.
Ведь под нами 15 вузов. В университете создано большое количество новых управлений,
структур. И люди, работающие у нас много лет, этому удивляются. Тем более, что в
новых управлениях сотрудники ведут себя, как в обычных офисах, не всегда понимая,
что такое МИФИ. Это сложная ситуация. – Возвращаясь к учебному процессу.
Есть на кафедре способные, интересные ребята? –
Есть. Но все показывает УИР. Почему у нас всегда на кафедре была хорошая подготовка?
Потому, что рано начиналась УИР. К студентам старались прикреплять хороших руководителей.
И вот в процессе учебно-исследовательской работы студент проявлял и свои способности,
и деловые качества. – Стоит ли сейчас ребятам заниматься
теоретической физикой? – Конечно, стоит! Для этого им надо вспомнить, сколько и каких
людей занимались ею. Ознакомиться с их биографиями, например, Ферми, Зельдовича,
Ландау, Тамма, Фейнмана и многих других физиков-теоретиков. – Слышали не раз
мнение ребят, что, к сожалению, практически нет внеучебного общения с учеными. Раньше
какие-то интересные семинары были, можно было зайти послушать. – Учитывая, что школа дает теперь все меньше знаний
о физике, думаю, каждой профилирующей кафедре необходимо на младших курсах выделить
пару часов в неделю для того, чтобы ведущие ученые рассказывали по очереди о состоянии
дел в их научных направлениях, о последних достижениях и о направлении будущих работ.
– Ваше пожелание молодежи. – Желаю студентам активнее интересоваться наукой. Ведь для
того, чтобы стать серьезными специалистами, у них, на самом деле, есть всего несколько
лет. А от того, как они сами себя подготовят, зависит вся их дальнейшая жизнь. Занятия наукой – очень интересное дело. Каждый
день вы что-то обдумываете, постигаете, открываете для себя. Увлекательная жизнь
зависит, между прочим, не только от денег. Вот когда у тебя получается, когда видишь
плод своего труда и начинаешь себя за это уважать – это приятная сторона жизни. |