ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


СЛОВО – ПРОФЕССОРУ НИЯУ МИФИ

 В.Т. Самосадный:

«НАШИМ ВЫПУСКНИКАМ

ПО ПЛЕЧУ СЕРЬЕЗНЫЕ ЗАДАЧИ

 
Однако надо усилить инженерную подготовку. С этой целью рассматривается  создание  на базе НИЯУ МИФИ и ВНИИА им. Н.Л. Духова Центра компьютерного проектирования».

 

Студент Павел Ларионов на практике в ВНИИА им. Н.Л. Духова.

В газете «Страна Росатом» (№ 9, август 2010 г.) была опубликована статья К. Чуприна «Крылатый атом: реальность, ставшая легендой». В ней рассказывалось об осуществлении уникального проекта летающей атомной лаборатории.

Наша редакция узнала, что непосредственное участие в нем принимал выпускник МИФИ. В книге «Неизвестный Туполев» автор пишет, что ближайший соратник А.Н. Туполева, начальник отдела технических проектов С.М. Егер организовал бригаду с повышенной формой секретности во главе с В.Т. Самосадным, молодым инженером из атомной промышленности, выпускником МИФИ, и поручил ей исследование проблемы проектирования и постройки самолетов с ЯСУ.

ОБ АТОМНОМ САМОЛЕТЕ

Мы попросили научного руководителя кафедры «Прикладная ядерная физика» (24), профессора В.Т. Самосадного вспомнить этот эпизод своей жизни.

— В феврале 1957 г. я успешно защитил диплом по специальности «Проектирование и эксплуатация физических приборов и установок» в Физико-энергетическом институте в г. Обнинске, в котором вместе со своей учебной группой из МИФИ проходил практику, и был принят там на работу. Занимался исследованиями по разработке ядерных силовых установок (ЯСУ) специального назначения.

В декабре меня пригласили на работу в ОКБ им. А.Н. Туполева, где шла завершающая стадия установки физического реактора на борт самого мощного по тому времени самолета «ТУ-95». Наша бригада работала над двумя проектами: первый проект был предназначен для изучения полей гамма– и нейтронного излучений, создаваемых водо-водяным реактором (ВВР) вокруг самолета Потоки прямого и рассеянного излучений реактора должны были быть исследованы как во время полета, так и в условиях нахождения самолета с работающим и остановленным реактором на земле. Бригада занималась вопросами компоновки биологической защиты вокруг ВВР, работавшего как физический стенд на мощности около 200 Вт.

Биологическая защита вокруг цилиндрического корпуса реактора была разделена на 12 поднимающихся секторов по 30o, позволявших регистрировать потоки нейтронов и гамма-излучения в заданных точках вокруг самолета. Полученные результаты были крайне важны для выполнения второго проекта.

Активное участие в расчетах полей излучений, компоновке и проектировании ВВР принимали инженеры и ученые Курчатовского института. Их коллектив состоял в основном из выпускников МИФИ. В его состав входили: Н.Е. Кухаркин, Г.Г.Малкин, В.И. Мордашев, Н.Н. Пономарев-Степной, А.А. Хрулев, В.Г. Мадеев, А.В. Хрусталев и другие, а возглавлял коллектив профессор В.И. Меркин.

Инженерное обеспечение установки ВВР на самолет обеспечивали следующие специалисты ОКБ: Н.П. Леонов, Н.А. Першин, Ю.А. Егоров, Н.М. Егорушкин во главе с ведущим инженером Н.Н. Стариковым. В сборочном цехе завода ОКБ в работах по монтажу ВВР на самолет принял участие будущий выпускник МИФИ и впоследствии начальник НИЧ МИФИ Б.Н. Костюнин.

Экспериментальный самолет «ЛАЛ» (ТУ-95ЛАЛ) — летающая атомная лаборатория – совершил в 1961 г. 34 полета.

Второй проект был посвящен компоновке ЯСУ с двигателями НК-14А на самолете ТУ-95.


На рисунке – летающая атомная лаборатория на базе самолета ТУ-95:    схематически показаны потоки излучений, выходящих из открытых секторов в защите активной зоны реактора и поворотные  датчики – детекторы излучений (1,2,3).

Расчет будущего реактора, его биологической защиты и защиты кабины пилотов был выполнен в ФЭИ также выпускниками МИФИ: А.А. Абагяном, Э.Е. Петровым, Л.Н. Левиной и другими.

О ПОДГОТОВКЕ СЕГОДНЯШНИХ СТУДЕНТОВ

– Валерий Трофимович, как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

– После завершения этой работы я поступил в аспирантуру МИФИ на только что созданную кафедру «Получение и применение изотопов» (ныне – «Прикладная ядерная физика»), на которой успешно тружусь в настоящее время в качестве профессора, пройдя путь от аспиранта до доктора технических наук. До недавнего времени заведовал этой кафедрой. Сейчас ее научный руководитель.

– Сегодня Вы могли бы поручить своим вчерашним студентам решение подобных задач?

Да, считаю, что наши выпускники вполне могут выполнять ответственные задания. Однако, на первых порах, им будет сложно ориентироваться в решении практических задач, возникающих перед конструкторами-разработчиками ядерно-физической аппаратуры. Они хорошо подготовлены как исследователи в области ядерно-физических методов, но плохо ориентируются в решениях инженерных вопросов.

— И как эту проблему можно решить?

Она уже решается. Создан Научный образовательный центр по ядерному и электрофизическому приборостроению «ВНИИА-МИФИ». В 2008 году ректорат доверил мне стать его координатором. Найдена удачная методика повышения уровня инженерной подготовки. По инициативе руководства ФГУП «ВНИИА» студенты ряда профилирующих кафедр в качестве стажеров проходят в его лабораториях дополнительную подготовку по выбранным направлениям. Они получают приличную стипендию и могут не отвлекаться на приработки «на стороне».

От такой формы подготовки явная выгода:

для выпускника — это повышение уровня знаний инженерного подхода к решению задач разработчика и создателя новейшей ядерно-физической аппаратуры;

для предприятия, например ВНИИА, — получение выпускников, адаптированных к решению конкретных задач, без периода их подготовки и привыкания к новым для них формам работы;

для НИЯУ МИФИ — выпускники целевым образом распределяются на предприятия «Росатома».

Для студентов-стажеров, кроме всего прочего, — это существенное пополнение их бюджета в виде дополнительной стипендии (до 25 тыс. рублей, в зависимости от отработанного в лабораториях времени). Прошедшим такую форму подготовки при распределении во ВНИИА выплачивается зарплата в размере 45 тысяч рублей с последующим ее увеличением в зависимости от качества выполняемой работы.

Например, студент кафедры 24 Павел Ларионов успешно прошел практику во ВНИИА. Навыки, полученные в лаборатории, позволили ему защитить дипломный проект на актуальную и интересную тему: «Применение блока детектирования на основе кристалла LaBr3(Ce) для решения задач учета и контроля на предприятиях «Росатома».

В настоящее время для совершенствования процесса инженерной подготовки руководством НИЯУ МИФИ и ФГУП «ВНИИА» рассматривается вопрос о создании Центра компьтерного проектирования. Набирать в него, в моем представлении, надо студентов профилирующих кафедр, начиная с четвертого курса. Им будут давать знания по современным критическим технологиям для разработки ядерно-физической аппаратуры с еженедельной стажировкой на предприятиях. А для закрепления выпускников за соответствующими предприятиями и трудоустройству молодых специалистов те назначают и выплачивают студентам дополнительную стипендию на контрактной основе.

Однако, в связи с переходом в настоящее время на систему двухуровневого образования, считаю необходимым ввести будущим магистрам, направляемым на работу в НИИ ГК «Росатом, в учебный план около 10 часов стажировки в неделю на завершающем семестре в исследовательских лабораториях этих НИИ.

Надеюсь, что вопрос этот в скором времени будет решен.

– Сообщите, пожалуйста, тогда об этом нашей редакции.

– Обязательно!

 

С. Сергеева.