ГАЗЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

Издается
с 1960 года


СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ

Студенты выпуска 1956 г. Во втором ряду третий справа – В.М.Колобашкин. 

Виктор, в 1950 г. окончив с медалью школу, решил поступать в Высшее техническое училище им. Баумана — непревзойденную кузницу инженерных кадров. Заметим, что его отец был ведущим инженером в КБ Туполева. Но специальность Виктор выбрал не авиационную и не ракетную — он поступил на инженерно-физический факультет, самый молодой факультет училища. Несмотря на завесу секретности, мы, школьники, знали, что он связан с подготовкой кадров для создающейся атомной отрасли…

…Атомная энергия была передовым краем человеческой мысли, и не случайно те, кому нравилась физика, хотели поступать на физические факультеты ММИ, МЭИ, МВТУ, а в Ленинграде — ЛЭТИ, ЛПТИ. Конкурсы среди абитуриентов хотя и уступали театральным вузам, но были достойными: 10-15 человек на место.

Виктор был зачислен в Бауманское училище без экзаменов.

…Вскоре мы с ним стали друзьями. Оба вступили в студенческий физический кружок.

          Он был удивительно собранным и нацеленным на получение знаний студентом.

После окончания первого курса пришла неожиданная новость: инженерно-физический факультет переводят в ММИ (Московский механический институт). Нельзя сказать, что это известие обрадовало студентов: новый вуз — новые порядки... Оказалось, что в ММИ переведены также группы студентов из МЭИ, ЛЭТИ и нескольких других вузов. На выборах комсомольского и профсоюзного активов началась открытая война «кланов», хорошо, что словесная. «Кланов» или «группировок» было несколько: «бауманцы», «энергеты», «механики» (которые с самого начала учились в ММИ), «ленинградцы».

В ММИ были несколько иные традиции, характер проведения занятий был ближе к школьному. Я помню, что по машиностроительному черчению нашу группу разругали в пух и прах за неявку на занятия. Мы привыкли получать задания по черчению, выполнять их дома или в чертежном зале и приходить в установленное время на проверку работы или консультацию. Виктор пошел к заведующему кафедрой и декану и добился, чтобы для наших групп сохранили «бауманский» стиль. Преподаватель математики, проводивший семинарские занятия, производил на нас впечатление убогости. Виктор со старостой попросили заменить его, и их просьбу удовлетворили. Объем математики и физики в ММИ был больше и требования жестче.

Наша группа и группа коренных студентов ММИ была приписана к кафедре «Дозиметрия и защита», созданной в 1951 г. Возглавляла кафедру Е.Л. Столярова. Виктор получил диплом с отличием и был зачислен сразу на должность ассистента кафедры.

Так получилось, что Виктор на общественном поприще быстро продвинулся по профсоюзной линии. Авторитет его был необычайно высок. Незабываемые новогодние вечера организовывались профкомом или в здании на Кировской, или, например, в Клубе железнодорожников.

Виктор женился одним из первых в группе, встретив спутницу жизни среди студенток последующего курса. Вскоре у него появилась дочь Люба. Но это была уже взрослая жизнь. А мы с Виктором Михайловичем сохранили до конца его жизни самые теплые дружеские отношения.

Е.А. Крамер-Агеев,
профессор кафедры 1.